Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

  • Нефтепродукты
  • Топлива , технические масла, смазки, технические жидкости, технологические составы, прочие твердые углеводороды
  • Производство нефтепродуктов

Нефтепродукты:

Нефтепродукты – это смеси различных газообразных, жидких и твердых углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые путем переработки нефти, попутных нефтяных газов, газового конденсата и пр. углеводородного и химического сырья.

К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё и пр.

Нефтепродукт (petroleum product) – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

Отработанные нефтепродукты – отработанные масла, промывочные нефтяные жидкости, а также смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке средств хранения, транспортирования, извлекаемые из нефтесодержащих вод.

Топлива:

  1. Жидкое нефтяное топливо (liquid oil fuel) – жидкий нефтепродукт, удовлетворяющий энергетические потребности путем превращения химической энергии углеводородов в тепловую.
  2. Бензин (gasoline) – жидкое нефтяное топливо для использования в поршневых двигателях с искровым зажиганием.

  3. Авиационный бензин (авиабензин, aviation gasoline) – бензин для применения в авиационных двигателях.
  4. Автомобильный бензин (автобензин, automotive gasoline) – бензин для применения в двигателях наземной техники.

  5. Газотурбинное топливо (turbine fuel) – жидкое нефтяное топливо для применения в наземных и судовых газотурбинных двигателях.
  6. Авиационный керосин (авиакеросин, aviation turbine fuel) – жидкое нефтяное топливо для применения в авиационных газотурбинных двигателях.

  7. Дизельное топливо (дизтопливо, diesel fuel) – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
  8. Мазут (fuel oil) – жидкое нефтяное топливо для использования в топочных агрегатах или устройствах.

  9. Флотский мазут (marine fuel oil) – мазут для применения в судовых паровых установках и двигателях с воспламенением топливо-воздушной смеси от сжатия.
  10. Топочный мазут (furnace fuel oil) – мазут для применения в стационарных и передвижных тепловых установках.

  11. Мартеновский мазут (open-hearth fuel oil) – мазут для применения в сталеплавильных печах.
  12. Осветительный керосин (kerosine) – жидкое нефтяное топливо для применения в бытовых осветительных и нагревательных устройствах.

  13. Техническое масло – жидкий нефтепродукт или синтетический продукт, смазывающий трущиеся поверхности, применяемый для консервации изделий в качестве электроизоляционного материала и для технологических нужд.

  14. Отработанное масло (used oil) – техническое масло, проработавшее срок или утратившее в процессе эксплуатации качество, установленное в нормативно-технической документации, и слитое из рабочей системы.

  15. Регененированное масло (recovered oil) – техническое масло, получаемое очисткой отработанного масла физическим, химическим и физико-химическими методами, с эксплуатационными свойствами, восстановленными до требований нормативно-технической документации.

  16. Нефтяное смазочное масло (lubricating oil) – техническое масло для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение скольжения.
  17. Моторное масло (engine oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых двигателей внутреннего сгорания.

  18. Газотурбинное масло (gas turbine oil) – нефтяное смазочное масло для турбовинтовых и турбореактивных двигателей.
  19. Трансмиссионное масло (gear oil) – нефтяное смазочное масло для механических трансмиссией.
  20. Турбинное масло (turbine oil) – нефтяное смазочное масло для турбин.

  21. Цилиндровое масло (cylinder oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых паровых машин.
  22. Индустриальное масло (industrial oil) – нефтяное смазочное масло для станков и механизмов промышленного оборудования.
  23. Приборное масло (instrument oil) – нефтяное смазочное масло для приборов и точных механизмов.

  24. Компрессорное масло (compressor oil) – нефтяное смазочное масло для поршневых и ротационных компрессоров.
  25. Холодильное масло (refrigerator oil) – нефтяное смазочное масло для холодильных машин.
  26. Изоляционное масло (insulating oil) – техническое масло для электроизоляции.

  27. Консервационное масло (corrosion prevention oil) – средство временной противокоррозионной защиты на основе минерального или синтетического масла.

  28. Пластичная смазка – мазеобразный нефтепродукт или синтетический продукт, отличающийся наличием структурного каркаса, образованного частицами загустителя, в ячейки которого включено масло, и предназначенный для снижения износа трущихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений.

  29. Мыльная смазка (смазка с мыльным загустителем, soap grease) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использованы соли высших жирных кислот.
  30. Органическая смазка (смазка с органическим загустителем, organic grease) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использовано органическое соединение, исключая соли высших жирных кислот и твердые углеводороды.
  31. Неорганическая смазка (смазка с неорганическим загустителем, inorganic grease) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использовано неорганическое вещество.
  32. Углеводородная смазка (petrolatum) – пластичная смазка, в которой в качестве загустителя использованы твердые углеводороды.
  33. Антифрикционная смазка (antifriction grease) – пластичная смазка для уменьшения потерь на трение скольжения.
  34. Консервационная смазка (corrosion prevention grease) – средство временной противокоррозионной защиты на основе пластичной смазки.
  35. Уплотнительная смазка (seal grease) – пластичная смазка для герметизации уплотнений, разъемных и подвижных соединений.

Технические жидкости:

  • Техническая жидкость – нефтяная или синтетическая жидкость для использования в качестве рабочего тела, хладагента, растворителя
  • Амортизаторная жидкость (damping fluid) – техническая жидкость для гашения механических колебаний путем поглощения кинетической энергии движущихся масс.
  • Антиобледенительная жидкость (de-icing fluid) – техническая жидкость для предотвращения обледенения поверхности изделий.
  • Антифриз (antifreeze) – низкозастывающая техническая жидкость для поглощения и отвода тепла.
  • Гидравлическая жидкость (hydraulic fluid) – техническая жидкость для гидроприводов сервомеханизмов, гидропередач.
  • Разделительная жидкость (parting fluid) – техническая жидкость для предотвращения прямого контакта конструкционных элементов с агрессивными средами.
  • Тормозная жидкость (brake fluid) – техническая жидкость для гидросистем тормозов.

Технологические составы:

  1. Технологический состав – нефтепродукт или синтетический продукт для обработки материалов и получения покрытий.

  2. Технологическое масло (metal working fluids) – жидкий технологический состав для использования при обработке материалов давлением, термообработке, при переработке сырья.

  3. Технологическая смазка (solid lubricants) – пластичный технологический состав для использования при обработке материалов, металлов давлением и переработке сырья.

  4. Смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ, cutting fluid) – жидкий технологический состав для смазки и охлаждения при обработке материалов резанием.

  5. Твердое смазочное покрытие (ТСП, lubricant solid film) – жидкий технологический состав из порошкообразного смазочного материала, связующего и растворителя для получения твердого смазочного покрытия.

  6. Пленочно-ингибирующий состав (ПИНС, corrosion preventive compound, solid film) – жидкий технологический состав из твердых углеводородов, ингибиторов и растворителя для получения твердого пленочного консервационного покрытия.
  7. Парафин (paraffine wax) – смесь твердых высокомолекулярных предельных углеводородов нормального строения.
  8. Церезин (microcrystalline wax) – смесь твердых высокомолекулярных предельных углеводородов преимущественно изостроения.
  9. Нефтебитум (petroleum bitumen) – смесь высокомолекулярных, жидких или твердых углеводородов и смолисто-асфальтовых веществ.

Производство нефтепродуктов:

Производство нефтепродуктов – это совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов.

Источник: ГОСТ 26098-84 “Нефтепродукты. Термины и определения”

Примечание: © Фото //www.pexels.com, //pixabay.com

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производствоНефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

карта сайта

Источник: https://xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai/nefteproduktyi-vidyi-nefteproduktov-ih-proizvodstvo-i-primenenie/

Нефтехимическая промышленность

Нефтехимическая промышленность Российской Федерации развивается прогрессивно и играет важнейшую роль в экономическом развитии государства.

Она является одной из наиважнейших, так как благодаря ее развитию другие отрасли промышленности обеспечиваются необходимым сырьем. Так же попутно развиваются новые направления.

Развитие нефтехимической промышленности влечет за собой улучшения в производственных процессах других отраслей промышленности, которые напрямую зависят от нее.

Новые разработки в химической отрасли способствуют ускорению процесса утилизации отходов, а так же их переработке.

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Развитие нефтехимического комплекса важно. В современном мире потребности проживающих в нем людей постоянно растут. Сельское хозяйство, а также повседневный быт требуют производства все новых и новых разновидностей той или иной продукции.

От постоянного процесса развития данного комплекса зависят такие отрасли:

  1. Горно-химическая
  2. Лако-красочная промышленность
  3. Нефтеперерабатывающая
  4. Лесохимическая и др

Химические, а также нефтехимические предприятия сосредотачивают в себе около восьми процентов основных фондов всей промышленности Российской Федерации.

Предприятия нефтехимической промышленности играют немалую роль в обеспечении оборонной безопасности государства, выпуске инновационной электроники, лекарственных препаратов, косметических средств и т.д. Все предприятия нефтехимического комплекса поставляют остальным отраслям различные материалы: лаки, краски, пластмассу, удобрения и т.д.

Задачи нефтехимического комплекса

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Вот почему в нынешний период времени нефтехимическая промышленность России должны максимально эффективно работать и производить необходимые объемы сырья и материалов для других отраслей промышленности, соответствуя мировому уровню производства подобной продукции. Качество и широкий ассортимент – главные правила российского производства.

Для того чтобы успешно выполнить поставленную стратегическую задачу, нефтехимическим предприятиям необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Осуществить техническое перевооружение.
  2. Произвести модернизацию действующих производств, с целью создания новых, более эффективных.
  3. Больше производимой продукции пускать на экспорт.
  4. Проработать внутригосударственный рынок продукции, получаемой при помощи нефтехимической промышленности.
  5. Выпускать продукцию наивысшего качества.
  6. Развить новые ресурсно-сырьевые возможности для дальнейшего развития нефтехимических комплексов.

Нефтехимическая промышленность России

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Российское государство более чем в достаточной степени обеспечено сырьем для того, чтобы развивать нефтехимическую отрасль и занимать лидирующие позиции на мировом рынке. Но пока ситуация складывается иначе. Цены на производимую отечественную продукцию растут, а на мировом рынке, как известно, главным инструментом конкурентоспособности является низкий уровень цен. Многие инвесторы не проявляют желания вкладывать собственные средства в экспортные проекты. Ведь с учетом транспортных и других расходов такие вложения не являются экономически выгодными для них.

Несколько последних лет на территории Российской Федерации на одного проживающего здесь человека производится около пяти килограммов в год продукции химической отрасли.

А уровень потребления данной продукции одним человеком ежегодно составляет около тридцати килограммов. Это говорит о том, что отрасль даже не настолько развита, сколько этого требует ситуация внутри страны.

Существует явная проблема между процессом развития нефтехимической промышленности и необходимостью рынка.

Причиной ее появления послужило:

  1. Необходимость использовать большое количество ресурсов.
  2. Ограничения в количестве добываемого в пределах государства сырья.
  3. Отсталость от инновационных новшеств в данной отрасли, применяемыми другими государствами.
Читайте также:  Как работает ареометр для нефтепродуктов: плотность нефти

Несмотря на вышеуказанные проблемы нефтехимические комплексы Российской Федерации все же имеют возможность оказать полноценную конкурентоспособность комплексам других государств, а также занять лидирующие позиции по объемам и качеству выпускаемой продукции относительно других мировых стран.

Такие предпосылки реальны благодаря наличию следующих факторов:

  1. Наличие внутреннего рынка, который активно развивается и ищет пути к замещению товаров ввозимых из-за границы.
  2. Наличие природных ресурсов, которые необходимы для производства продукции, выпускаемой комплексом.
  3. Возможности наладить производственный процесс внедрением новой техники и основных фондов.
  4. Наличие научных и технических возможностей.

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Нефтехимический комплекс Российской Федерации состоит из пятнадцати отраслей, каждая из которых специализируется на выпуске различного типа продукции. Семьсот шестьдесят предприятий различной мощности пытаются обеспечить потребности внутреннего, а также мирового рынка.

Самую значимую роль в развитии данной промышленности играют предприятия: «АК Сибур», «Лукойл-Нефтехим», «Газпром», «Амтел». Каждое из них работает на износ и производит значительную часть той продукции, которая является внутренним валовым продуктом.

Вышеуказанные компании обладают необходимым оборудованием и другими возможностями для того, чтобы проводить все необходимые манипуляции для изготовления той или иной продукции на степени от сырья до готовой нефтехимической продукции.

Корпорации являются лидерами на химическом рынке России.

Для того, чтобы активно и эффективно развивалась нефтехимическая промышленность на территории государства должно быть задействовано около одной сотни научных, а также экспериментальных центров.

Большинство предприятий, занимающихся производством нефтехимической продукции вкладывают в такие научные центры значительные финансовые средства с целью открытия инноваций в данной сфере и внедрению таковых в производство.

Сырье нефтехимической промышленности

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Несмотря на то, что по объемам производимой нефтехимической продукции Россия занимает лишь двадцатую позицию относительно других мировых стран, ее шансы на рост позиций постепенно растут. А все благодаря тому, что в пределах российского государства располагается большее количество месторождений.

Одной из главнейших задач для улучшения ситуации по развитию нефтехимической промышленности в России, поставленных перед руководством страны, является налаживание путей поступления необходимого сырья на соответствующие предприятия.

Источник: http://lkmprom.ru/analitika/neftekhimicheskiy-kompleks—zadachi-i-perspektivy/

Нефть в химической промышленности

Залежи таких природных ископаемых, как нефть, представляют для химпрома передовых по уровню развития государств очень большой интерес.

Дело в том, что нефтяные залежи включают в свой состав уникальные в своем роде углеводородные соединения, которые невозможно воссоздать искусственным путем. По сути, нефть в химической промышленности играет сегодня одно из ключевых значений.

Из нефти производится топливо: керосин, бензин и дизель, а также широчайший ряд сопутствующих компонентов, которые удается извлечь из нефтяных фракций путем перегонки нефти при крекинг-процессе.

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Что еще получают из нефти помимо топлива?

Помимо топлива, во время нефтепереработки можно получить сырье для изготовления всевозможных синтетических волокон, каучука, красителей, присадок, поверхностно-активных веществ, пластификаторов и т.д. Во время проведения крекинг-процесса из нефти можно получить такие компоненты, как:

  • Низкомолекулярные и высокомолекулярные углеводороды (бутилены, этилены и пропилены).
  • Нефтеновые и ароматические углеводороды (кумол, стирол, ксилол, толуол, бензол и т.д.).
  • Олефиновые и диолефиновые углеводороды (этилен, ацетилен и пр.).

Разумеется, нефть различается по сортам. В процессе нефтепереработки, нефть различных сортов дает и различные результаты нефтепереработки. Дело в том, что каждое месторождение нефти обладает ископаемыми с уникальной структурой.

Так, в сырой нефти могут находиться от 100 до 1000 углеводородных соединений, что делает нефть в химической промышленности чрезвычайно интересным ресурсом. Поэтому, каждое месторождение позволяет вырабатывать, по сути, уникальное сырье.

На международном рынке нефтепродуктов существует очень большое количество сортов товарной нефти, к примеру, Иран вырабатывает 2 вида «черного золота» – это Iran Light и Iran Heavy, а Россия Urals и Siberian Light. Сорт нефти, главным образом, зависит от места её выработки.

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

В данный момент времени, нефтедобыча начала резкое сокращение производственных мощностей. Продукты нефтепереработки начинают все более и более расти в цене. Дело в том, что есть такое понятие, как «Конвенциальная нефть», то есть это запасы нефтяных залежей, выработка которых разрешена.

Как известно, запасы природных ресурсов не безграничны, учитывая, что нефть в химической промышленности является одним из главных полезных ископаемых, залежей нефти становится все меньше и меньше. Поэтому, выработка этого ресурса вынужденно замедляется.

Чтобы компенсировать дефицит нефтепродуктов, агропромышленный комплекс многих стран активно развивает альтернативные источники топливной энергии, в частности ядерную и «зеленую» энергетику.

Например, на основе разработок российских ученых, энергетический сектор Индии и Китая смог добиться положительного КПД при работе плазменного генератора «Токамак» (это устройство для осуществления управляемого термоядерного синтеза), установку прозвали «Искусственным Солнцем».

Немного истории и интересных фактов

Свойства нефти предметно изучаются учеными на протяжении уже более чем 400 лет. По сей день остается загадкой, каким образом происходит формирование связей между компонентами нефти. Однозначного ответа нет и на вопрос о происхождении нефти.

Одни ученые придерживаются гипотезы о животном происхождении «черного золота», другие же ученые считают нефть продуктом абиогенного происхождения, то есть материалом неорганической природы, который в состоянии сформироваться только в условиях сверхвысоких давлений и при высоких температурах.

За более чем столетнюю историю форсированной выработки «черного золота», стало ясно одно, природа будет компенсировать растрату своих недр за счет нас, то есть за счет нынешнего поколения.

Ведь, разработка недр планеты ведет к дисбалансу геологических процессов, которые протекают в верхних слоях Земной коры.

То есть, человечество вмешивается в функционирование важнейших систем, оказывающих непосредственное влияние на определенные уровни энергетического потенциала, которым обладает наша планета. В любом случае, как бы там ни было, нефть в химической промышленности занимает сегодня первоочередное значение.

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Ведущие потребители продуктов нефтехимической отрасли уже всерьез начали задумываться о переходе на синтетические заменители топлива. Впервые синтетический бензин был получен учеными милитаристской Германии, то есть в период Второй мировой войны. Сейчас эту идею активно развивают ученые из Китая.

Технология получения синтетического бензина предполагает использование угля. Разумеется, самый качественный бензин получается из каменного угля, запасы которого тоже ограничены и растрата которых чревата серьезными катаклизмами, наравне с последствиями от выработки нефти.

Но, существуют технологии, которые позволяют получать синтетическое топливо из древесного угля, который можно воспроизводить искусственным путем в любых количествах.

Источник: https://promvesti.com/neft-v-ximicheskoj-promyshlennosti/

Переработка нефти и производство нефтерподуктов

Нефть и производство нефтепродуктов: химическое производство

Омский НПЗ является крупнейшим предприятием по объему нефтепереработки и одним из самых современных в России, а также входит в двадцатку крупнейших НПЗ мира. Омский нефтеперерабатывающий завод — лидер по объемам производства моторного топлива в России.

По итогам 2018 года ОНПЗ переработал 20,998 млн тонн нефтяного сырья, сохранив таким образом лидерство по объемам нефтепереработки в России. При этом доля выхода светлых нефтепродуктов – одного из ключевых показателей эффективности нефтепереработки – составила 71,04%.

В 2018 году Омский НПЗ  переработал 1,5  млн тонн  газового конденсата. Использование этого вида сырья, содержащего свыше 80% компонентов светлых нефтепродуктов, позволило заводу нарастить объемы производства моторных топлив.

По итогам 2018 года завод  произвел более 4,5 млн тонн автомобильных бензинов.

На Омском НПЗ сформирован один из самых современных наборов технологических процессов, существующих сегодня в нефтепереработке, что обеспечивает вовлечение большого количества компонентов в товарные продукты, выпуск топлива различных марок. При изготовлении высокооктановых бензинов не используются октаноповышающие присадки.

Начиная с 2016 года все выпускаемые моторные топлива соответствуют высшему экологическому классу «Евро-5». Топливо пятого экологического класса отличается сверхнизким содержанием серы и бензола, применение этого высококачественного топлива значительно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу.

В 2012 году в рамках конкурса «100 лучших товаров России» Омскому нефтеперерабатывающему заводу присвоен почетный статус «Лидер качества» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

Этого звания удостаиваются предприятия, которые не менее семи лет успешно участвуют в конкурсе «100 лучших товаров России», имеют наивысшие рейтинговые оценки в своей номинации и ежегодно подтверждают высокий уровень качества производимой продукции.

Омский НПЗ стал первым омским предприятием, получившим статус «Лидера качества».

В 2018 году девять видов продукции Омского НПЗ удостоены золотых и серебряных дипломов программы «Сто лучших товаров России».

Победу на федеральном этапе конкурса одержали высокооктановый премиальный бензин «G-drive 100» и судовое топливо ТСУ-80 с улучшенными экологическими характеристиками.

  Также дипломами конкурса отмечены высокооктановый компонент бензина – метилтретбутиловый эфир, автомобильный пропан-бутан, сжиженный газ для коммунально-бытового потребления и ароматические углеводороды для химической промышленности.

В конкурсе «100 лучших товаров России» Омский нефтеперерабатывающий завод участвует 16 лет.  За это время ОНПЗ получил более 50 наград за высокое качество продукции.

Источник: https://onpz.gazprom-neft.ru/production/oil-refining-and-petroleum-production/

Общие сведения о нефтепереработке

Цель переработки нефти (нефтепереработки) — производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Первичные процессы: Первичные процессы переработки не предполагают химических изменений нефти и представляют собой ее физическое разделение на фракции.

Сначала промышленная нефть проходит первичный технологический процесс очистки добытой нефти от нефтяного газа, воды и механических примесей — этот процесс называется первичной сепарацией нефти.

Подготовка нефти: Нефть поступает на НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) в подготовленном для транспортировки виде. На заводе она подвергается дополнительной очистке от механических примесей, удалению растворённых лёгких углеводородов (С1-С4) и обезвоживанию на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ).

Атмосферная перегонка: Нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку (перегонку при атмосферном давлении), где разделяется на несколько фракций: легкую и тяжёлую бензиновые фракции, керосиновую фракцию, дизельную фракцию и остаток атмосферной перегонки — мазут.

Читайте также:  Экологические проблемы переработки нефти и нефтедобычи

Качество получаемых фракций не соответствует требованиям, предъявляемым к товарным нефтепродуктам, поэтому фракции подвергают дальнейшей (вторичной) переработке.

Вакуумная дистилляция — процесс отгонки из мазута (остатка атмосферной перегонки) фракций, пригодных для переработки в моторные топлива, масла, парафины и церезины и другую продукцию нефтепереработки и нефтехимического синтеза. Остающийся после этого тяжелый остаток называется гудроном. Может служить сырьем для получения битумов.

Материальный баланс атмосферной перегонки западно-сибирской нефти

ПРЕДЕЛЫ ВЫКИПАНИЯ, °С ВЫХОД ФРАКЦИИ, % (МАСС.)
Газ 1,1 %
Бензиновые фракции

Перейти к загрузке файла

Продукты атмосферной перегонки на ЭЛОУ АВТ

Наименование Фракции Выход в % Использование полученного продукта
Газ с атмосферной и отбензинивающей колонны С1-С4 0,10-0,8 В качестве топлива для печей
Газ с колонны стабилизации бензина С1-С2 0,5-1,0 В качестве топлива для печей
Сжиженный газ С3-С4 0,6-1,2 На установку ГФУ или в качестве бытового топлива
Бензиновая головка НК-85°С 2-5 На изомеризацию
Бензин 85-180°С 5-15 На каталитический риформинг
Авиакеросин ТС-1 (или уайт-спирит) 140-230°С (150-200)°С 7-12 (5-7) Товарный растворитель
Дизельное топливо Летнее Зимнее 180-360°С 150-340°С 22-26 15-20 На гидроочистку, депарафинизацию и получение низкозастывающего топлива и жидкого парфина
Мазут Выше 350°С 40-70 Сырье для дальнейшей вакуумной перегонки

Продукты вакуумной перегонки мазута на ЭЛОУ АВТ

Наименование Фракции Выход в % Использование полученного продукта
Газойлевая фракция 150-280°С 0,5-0,8 Компонент дизельного топлива
Легкий вакуумный газойль 250-380°С 2-4 Компонент дизельного, котельного и газотурбинного топлива
Вакуумный газойль (или утяжеленный вакуумный газойль) 300-500°С (350-550°С) 20-25 (25-32) На гидроочистку и каталитический крекинг с получением ценных моторных топлив
Гудрон Выше 500°С (550°С) 12-15 (10-12) На коксование или висбкрекинг На получение битума, как компонент котельного топлива

Page 7

Перейти к загрузке файла
Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделения нефти на фракции и последующей переработки или использования их как компоненты товарных нефтепродуктов. Они составляют основу всех НПЗ. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырье для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От их работы зависят ассортимент и качество получаемых компонентов и технико-экономические показатели последующих процессов переработки нефтяного сырья.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1712192/tovarovedenie/obschie_svedeniya_neftepererabotke

Основные виды сырья нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности — Энциклопедия по экономике

Основные виды сырья нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Основные виды сырья нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
 [c.37] Одна из особенностей нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности заключается в том, что затраты на установку (процесс) па продукцию непосредственно не переносятся.

Дело в том, что поскольку в одном процессе вырабатывается продукция нескольких видов, возникает необходимость деления ее на основную (ради производства которой создан процесс) и побочную (получаемую попутно).

Побочная продукция оценивается условным методом, либо по стоимости сырья (или в процентах от него), либо по стоимости нефти (или в процентах от нее), либо по себестоимости продукции того процесса, где она является основной, либо по ценам возможной реализации.
 [c.

345]

При разработке планов развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности составляются следующие балансы балансы нефтей, балансы углеводородного сырья, балансы важнейших видов продукции (бензины, дизельные топлива, масла, котельное топливо, пластмассы, каучуки и др.).

Помимо материальных балансов по продуктам составляются балансы производственных мощностей и основных фондов (для выявления необходимых размеров их увеличения), баланс трудовых ресурсов, капитальных вложений и других потребляемых ресурсов, а также баланс доходов и расходов отрасли.
 [c.152]

Усиление режима экономии — одна из центральных задач, которую в условиях интенсивного развития народного хозяйства последовательно решает нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.

Особая актуальность этой задачи для отрасли обусловлена тем, что основным сырьем (58—60%) является нефть — ценнейшее углеводородное сырье, отрасль относится к числу наиболее материалоемких и энергоемких — доля материальных затрат в себестоимости отдельных видов продукции достигает 90%.
 [c.55]

Развитие нефтяной, газовой -и нефтеперерабатывающей промышленности способствовало увеличению доли наиболее прогрессивных видов сырья. в производстве основных синтетических материалов.

При этом происходило перераспределение сырьевых ресурсов нефтехимии увеличилось потребление продуктов добычи нефти и газа и снизился удельный вес продуктов нефтепереработки. Так, если в 1958 г. в структуре нефтехимического сырья 80% составляли продукты нефтепереработки, то в 1965 г.

их доля уменьшилась до 25—30%, а удельный вес природного газа как сырьевого ресурса нефтехимии увеличился с 15 до 40—45%, сжиженных газов, газового бензина и конденсата — с 15 до 35—40%.
 [c.52]

Нефтеперерабатывающая.

промышленность пользуется услугами всех видов транспорта сырье (нефть) подается на заводы по трубопроводам и железнодорожным транспортом светлые нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо) могут Перекачиваться по продуктопроводам или перевозиться всеми видами транспорта, темные нефтепродукты (топочный мазут, сортовые мазуты), масла, парафины и т. д. транспортируются по железной дороге или воде. Однако не все виды сырья и продукции (в основном нефтехимическое сырье) отличаются хорошей транспортабельностью.
 [c.95]

Интенсивное использование недр, лесов, пахотных земель, пастбищ, подземных и поверхностных вод, развитие на этой основе промышленных, лесных, сельскохозяйственных, водохозяйственных и других производств началось в республике в середине 30-х гг., однако вплоть до 50-х гг.

жизнедеятельность человека еще не оказывала существенного отрицательного влияния как на состояние самих природных ресурсов, так и на общую экологическую обстановку.

Невозобновляемые природные ресурсы использовались вначале в небольшом количестве, возобновляемые ресурсы могли восстанавливаться в процессе саморегулирования, а так называемые компенсаторно-адаптационные возможности человека, животных и растений, воздушной и водной среды (их способность сопротивляться и приспосабливаться) еще не были исчерпаны.

Дальнейшая индустриализация края привела к развитию необратимых экологических процессов. В первую очередь это касается строительства в советский период крупнейшего в Европе комплекса нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических заводов вдоль реки Белой от Мелеуза до Благовещенска.

В основном благодаря этой индустрии Республика Башкортостан входит в настоящее время в число наиболее развитых в промышленном отношении и в то же время экологически неблагоприятных регионов РФ. Республика производит для страны из собственного и привозного углеводородного сырья, других видов сырья и полуфабрикатов широкий ассортимент топлива, минеральных удобрений, гербицидов, полимеров и т.й., оставляя себе экологические проблемы и связанные с ними экономические издержки.
 [c.289]

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года подчеркивается важность всемерной интенсификации и повышения эффективности производства на базе научно-технического прогресса, усиления режима экономии, рационального и экономного расходования всех видов ресурсов, снижения их потерь, осуществления перехода к ресурсосберегающим и безотходным технологиям. В нефтеперерабатывающей промышленности необходимо обеспечить дальнейшее углубление переработки нефти и существенное увеличение выработки моторных топлив, а также сырья для химической, нефтехимической и микробиологической промышленности, расширить выпуск смазочных масел, улучшить их качество, повысить производительность труда на 9-11 %.
 [c.64]

Возникает объективная необходимость упростить, не в ущерб точности, методологию распределения косвенных расходов и между отдельными видами продукции основного производства.

Сказанное в первую очередь относится к таким отраслям обрабатывающей промышленности, как нефтеперерабатывающая, газоперерабатывающая, нефтехимическая, минеральных удобрений, целлюлозно-бумажная, строительных материалов, микробиологическая.

В этих отраслях в пределах каждого предприятия уровень механизации и автоматизации производства отдельных видов продукции отличается незначительными колебаниями от уровня в целом по предприятию.

В то же время размер таких расходов, как расходы на эксплуатацию оборудования, более тесно связан с объемом потребленных предметов труда и затрат самого труда. Поэтому для них целесообразно рекомендовать распределение таких расходов пропорционально совокупности затрат сырья и материалов и основной заработной платы рабочих, а для ряда отраслей (по аналогии с металлургией) пропорционально затратам по переделу.
 [c.135]

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности развитие заводов происходит на базе их специализации и сокращения номенклатуры изделий, производимых каждым из них.

Для всякого же предприятия, в котором сырье, в том числе и многокомпонентное, подвергается физической и химической переработке, типична многономенклатурная продукция.

Образующиеся в процессе производства побочные продукты и отходы по мере технического процесса превращаются в сырье для выработки новых видов продукции, что, в свою очередь, увеличивает номенклатуру и ассортимент выпускаемых нефтепродуктов.

Типизация нефтеперерабатывающих заводов по топливному или масляному профилю не меняет отмеченной тенденции. Она усиливается по мере развития нефтехимических производств. Поэтому специализация нефтеперерабатывающих предприятий по номенклатуре основной продукции исключается, что вполне закономерно и экономически целесообразно.
 [c.22]

В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности основной формой комбинирования является комплексная переработка природных и попутных газов и нефти, при которой, кроме топлива, получают большое количество разнообразной химической продукции, в том числе синтетические смолы, пластмассы, синтетический каучук, искусственные и синтетические волокна. Огромное значение имеет сочетание нефтепереработки с нефтехимией, создание крупных межотраслевых нефтехимических комплексов. Так, в данном случае на 7—10% снижается себестоимость нефтехимикатов, на 15—20% — капитальные вложения. Например, на Салаватском нефтехимическом комбинате на основе глубокой переработке нефти, компонентов попутного газа, газа от переработки нефти, сероводорода и прочих видов сырья получают более 60 видов различной топливной и нефтехимической продукции, в том числе пропилен, этилен, серную кислоту. Технологическая схема этого комбината имеет три основные линии нефтяную, газовую, нефтехимическую.
 [c.466]

В последние годы производство винилхлорида ориентируется на использование нефтехимического сырья. Однако нефтехимическое сырье, и прежде всего этилен, может перерабатываться в различную продукцию химической промышленности — полиэтилен, ацетальдегид, этиловый спирт и т. д.

Читайте также:  Горение нефти и нефтяных скважин: способы тушения

Сравнительно ограниченная транспортабельность этилена и зависимость размещения и мощности установок по этилену от размещения и мощности нефтеперерабатывающих заводов может привести к тому, что ресурсов этилена в отдельных пунктах или даже в целом по стране будет недостаточно для обеспечения всех потребителей.

В условиях ограниченности нефтехимического сырья необходимо предусмотреть возможность получения винилхлорида из любого другого сырья — метана.

Кроме ограничения сырьевых ресурсов, на выбор оптимизируемых способов получения продукции могут оказать влияние и другие условия, например возможность осуществления строительства необходимого числа цехов по новой технологии для обеспечения сего прироста потребности в рассматриваемом продукте.

При выборе способов производства учитывают также возможности модификации технологического про-иесса, т. е. возможность получения продукта при определенных изменениях технологического режима норм расхода основных видов сырья, энергетических средств и т. д.
 [c.204]

Структура пиролизного сырья для получения этилена и пропилена в зарубежных странах зависит от сочетания природных ресурсов того или иного углеводородного сырья и уровня развития химической промышленности.

В начальный период развития нефтехимической промышленности в США производство этилена в основном базировалось на использовании природных газов и жидких нефтяных продуктов. Еще в 1945 г. из этих видов сырья вырабатывалось около 2/3 от всего производимого этилена в стране.

В дальнейшем с ростом нефтеперерабатывающей промышленности и увеличением
 [c.110]

Источник: https://economy-ru.info/info/164290/

Технология производства и свойства нефтепродуктов

Переработка нефти — сложный многоступенчатый технологический процесс, результатом которого является широкий ассортимент товарных продуктов, отличающихся строением, физико-химическими свойствами, составом и областями применения; на нефтеперерабатывающих заводах после предварительной очистки от механических примесей, обессоливания и обезвоживания нефть поступает на переработку по одному из вариантов:

Основу нефтеперерабатывающего предприятия составляют технологические установки по переработке нефти.

Для получения нефти, отгрузки нефтепродуктов потребителям, обеспечения технологических установок энергоносителями, обеспечения контроля качества технологических процессов, сырья и готовой продукции, обеспечения всего завода водой, теплом и электроэнергией в состав завода включены объекты общезаводского хозяйства.

Все нефтепродукты делятся на основные (калькулируемые) и попутные в соответствии с целевой направленностью каждого технологического процесса.

Основными считаются те нефтепродукты, получение которых является главным назначением технологического процесса. Нефтепродукты, получаемые вместе с основными, относятся к попутным.

Наиболее часто используемые виды топлива в России, впрочем, как и во всем мире — это бензин и реже — дизельное топливо. Это так называемые светлые нефтепродукты. Но есть еще и темные нефтепродукты, не используемые в качестве автомобильного топлива, но имеющие широкое применение в народном хозяйстве — мазут, битум и т.д.

В связи с тем, что строительство нефтеперерабатывающего завода с максимально возможной глубиной переработки нефти при выпуске полного ассортимента моторных топлив высокого качества требует значительных капитальных вложений, нефтеперерабатывающие заводы строятся технологическими очередями. То есть каждая технологическая очередь подразумевает организацию некого законченного производственного цикла, перерабатывать нефть и отгружать потребителям определенный набор нефтепродуктов заданного уровня качества. Так выглядят «технологические очереди»:

I технологическая очередь:

Установки: ЭЛОУ-АТ-1, товарно-сырьевой парк 52 ООО мЗ. Глубина переработки: 55 %-57%.

Первоначальная производительность по сырью: свыше 400 тыс. тонн в год.

  • II технологическая очередь:
  • Установки: ЭЛОУ-АТ-2, блок стабилизации бензинов, товарно-сырьевой парк на 120 ООО мЗ (суммарный объем 172 ООО мЗ).
  • Глубина переработки: 55 %-57 %.

Производительность по сырью: 2,75 млн.тн. в год -2010 год. 3,3 млн.тн.в год. (суммарная мощность завода составляет более 3,5 млн.тн в год, — 4,1 млн.тн.).

III технологическая очередь:

Задачи III технологической очереди — доведение мощности завода по первичной переработке нефти до 7 млн. тонн в год с максимальной глубиной переработки нефти и выпуск нефтепродуктов качества Евро-5.

Технологические установки могут работать на разных режимах, использоваться для получения продукции разного ассортимента (неодновременно) В этом случае их производственная программа рассчитывается по вариантам работы.

К числу важнейших физических свойств относят: вязкость, плотность и фракционный состав. Для установления последнего нефтепродукты перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и размеров.

Фракционный состав представляют в виде зависимости между температурой паров нефтепродуктов в колбе и количеством конденсата (нефтепродукты, сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике).

Для бензинов обычно приводят пять точек: температуру начала кипения и температуры выкипания 10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для некоторых других нефтепродуктов, например, дизельных топлив, часто указывают количество вещества, выкипающего до определенной заданной температуры, напр.

до 360 °С. Фракционный состав масел обычно определяют при пониженном давлении (в вакууме) во избежание разложения высококипящих фракций при температурах их кипения.

Измеряют также давление (упругость) паров (главным образом для бензинов) в стальной бомбе при соотношении объемов жидкой и паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в технических условиях ограничивают верхнее значение давления паров, как меру предотвращения образования «паровых пробок» в топливной системе двигателя.

Определяют температуру помутнения (для моторных топлив), при которой из топлива начинают выделяться кристаллы высокоплавких углеводородов или воды; температуру застывания (для масел, остаточных котельных топлив, дизельных и реактивных топлив и авиабензинов), при которой нефтепродукт в условиях опыта загустевает настолько, что уровень его в пробирке остается неподвижным в течение 1 минуты при наклоне под углом 45o; температуру вспышки; температуру воспламенения; температуру плавления твердых нефтепродуктов (парафина, озокерита и др.), которая соответствует моменту полного затвердевания (кристаллизации) предварительно расплавленного продукта.

  1. Цвет характеризует качество очистки нефтепродуктов от смолистых и других окрашенных веществ; при этом цвет нефтепродуктов сравнивают с цветом специально окрашенных стекол.
  2. Дуктильность, или растяжимость, битумов характеризует их способность растягиваться, не обрываясь, в тонкие нити под влиянием приложенной силы; определяется в специальном приборе (дуктилометре) путем растягивания образца битума стандартной формы с определенной скоростью при 25 °С.
  3. К важнейшим химическим свойствам нефтепродуктов относят: содержание серы, смол, парафина и некоторые другие показатели.

Содержание серы определяют несколькими способами. Для светлых нефтепродуктов наиболее распространен так называемый ламповый метод: навеска нефтепродукта сжигается в лампочке известной массы; продукты сгорания поглощаются титрованным раствором NaHCO3, избыток которого оттитровывают раствором НСl.

Метод иногда используют и для темных нефтепродуктов, которые предварительно разбавляют каким-либо легким нефтепродуктом с известным содержанием серы. Чаще навеску темного нефтепродукта сжигают в калориметрической бомбе в атмосфере О2 и количество образовавшихся ионов SO42- определяют гравиметрически после осаждения их хлоридом Ва.

Присутствие в нефтепродуктах агрессивных сернистых соединений, в частности элементной серы и меркаптанов, обнаруживают по изменению цвета медной пластинки после контакта ее с испытуемым нефтепродуктом.

Иногда пользуются так называемой докторской пробой, когда наблюдают изменение цвета элементной серы под влиянием продуктов взаимодействия с Na2PbO2 меркаптанов и H2S, имеющихся в нефтепродукте.

Содержание смол устанавливают, выделяя их из нефтепродуктов адсорбцией на каком-либо твердом адсорбенте (чаще всего на силикагеле) с последующей десорбцией подходящим экстрагентом, например смесью этанола с бензолом.

В некоторых маслах и тяжелых остаточных топливах определяют так называемые акцизные смолы — вещества, способные реагировать с концентратом H2SO4 в строго регламентированных условиях опыта.

В бензинах, реактивных и дизельных топливах определяют количество так называемых фактических смол, для чего навеску топлива испаряют в струе воздуха или водяного пара, а остаток взвешивают.

Содержание парафина устанавливают следующим образом: навеску нефтепродукта растворяют в подходящем растворителе, например, в бензине, раствор охлаждают до температуры от -20 до -40 °С и осаждают твердые углеводороды этанолом или пропанолом. Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом до заданной температуры, промывают смесью этанола с бензином для удаления масла и растворяют в петролейном эфире. Последний отгоняют и остаток взвешивают.

О содержании органических кислот судят по величине кислотного числа или кислотности — массе КОН (мг), необходимого для нейтрализации соответственно 1 г или 100 мл нефтепродукта.

Устойчивость к окислению бензинов и некоторых других продуктов характеризуют величиной индукционного периода — интервалом времени, в течение которого испытуемый нефтепродукт, находящийся в атмосфере О2 под давлением 0,7 МПа при 100°С, практически не окисляется.

Устойчивость к окислению некоторых реактивных топлив оценивают по количеству осадка, образующегося при жидкофазном окислении его в специальном приборе в течение 4 ч при 150°С, моторных масел — по изменению механических свойств тонкой пленки масла, находящегося на металлической поверхности в контакте с воздухом при 260°С.

Коррозионную активность масел оценивают по изменению массы (г/м2) металлической пластинки при воздействии на нее в течение 50 ч нагретого до 140°С испытуемого масла, слой которого периодически соприкасается с кислородом воздуха. О коррозионных свойствах топлив судят обычно по наличию или отсутствию в них активных сернистых соединений, что устанавливают с помощью медной пластинки.

Коксуемость — способность нефтепродукта образовывать углистый остаток (кокс) при испарении нефтепродукта в стандартном приборе и в строго определенных условиях нагрева; определяется главным образом для моторных и цилиндровых масел, тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка от перегонки дизельных топлив, а также для сырья процессов каталитического и термического крекинга, производства нефтяных коксов и битумов и др.

Высота некоптящего пламени характеризует осветительную и нагревательную способность светлых нефтепродуктов (осветительных керосинов, реактивных и дизельных топлив) при сжигании их в лампах, нагревательных приборах и т.д.

Этот показатель зависит от группового химического состава нефтепродуктов и прежде всего от содержания ароматических углеводородов.

Испытуемый образец сжигают в лампе специальной конструкции и измеряют максимальную высоту некоптящего пламени.

Имеется также ряд показателей, определяющих потребительские свойства нефтепродуктов. К ним относят, в частности, показатели детонационной стойкости бензинов (октановое число) и воспламеняемости дизельных топлив (цетановое число).

Источник: https://studbooks.net/1810573/ekonomika/tehnologiya_proizvodstva_svoystva_nefteproduktov

Ссылка на основную публикацию