Развитие систем компьютерного моделирования технологических процессов сегодня один из основных трендов российской нефтепереработки. Еще одна важная область использования автоматизированных оптимизационных инструментов — повышение энергоэффективности предприятий
Энергетика — главная статья затрат в нефтепереработке. Соответственно, повышение энергоэффективности — одна из самых актуальных задач для всех НПЗ, как зарубежных, так и отечественных.
Согласно исследованиям, проведенным на российских нефтеперерабатывающих предприятиях, потенциал энергосбережения составляет в среднем 10%.
Оценка Международной финансовой корпорации* открывает еще большие перспективы — 20%.
Российские НПЗ к реализации проектов повышения энергоэффективности подталкивают не только внутренние задачи развития бизнеса, но и внешние факторы. Первый — возможность запрета или ограничения производства товаров с низкой энергоэффективностью по Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Второй — постоянный рост тарифов на энергоносители, обусловленный монополией на их предоставление. И третий — конкуренция на рынке сбыта, требующая снижения себестоимости продукции без потери ее качества.
Путей повышения энергоэффективности множество, от модернизации технологического оборудования до внедрения программ мотивации к экономии энергоресурсов.
Значительного снижения энергоемкости оборудования и энергопотребления в целом можно добиться и с помощью применения специальных программных продуктов.
Эту возможность активно используют на Омском НПЗ, где метод компьютерного моделирования технологических процессов уже принес миллионы сэкономленных рублей.
Пути повышения энергоэффективности НПЗ
- 1. Модернизация технологического оборудования
- 2. Оптимизация производственного процесса
- 3. Мотивация сотрудников к экономии энергоресурсов
- 4. Использование возобновляемых источников энергии
- 5. Снижение теплопотерь
- 6. Внедрение энергоэффективных технологий
- 7. Внедрение учета потребления энергетических ресурсов
Потенциал энергосбережения на предприятии (по данным международной финансовой организации)
* International Finance Corporation, IFC — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка
Ступени развития
Новейшая история борьбы за энергоэффективность на Омском НПЗ началась в кризисном 2008 году, когда на предприятии была сформирована программа тотальной оптимизации производства (ТОП). Однако проект был свернут в первую очередь из-за отсутствия инструментов оперативного выявления и качественной оценки затратности и эффективности мероприятий, включенных в программу.
В 2010 году процесс повышения энергоэффективности был структурирован за счет создания управления повышения производственной эффективности, включающего группы по энергоэффективности, по «расшивке узких мест», по снижению потерь, по эксплуатационной готовности и методологической поддержке.
А с 2011 года под организационные изменения подложили цифровую платформу — началось использование компьютерного моделирования в среде Aspen HYSYS, а также применение методов пинч-анализа с помощью программы Super Target, позволяющей находить эффективные решения оптимизации тепловых потоков установок.
Объективным индикатором эффективности корректировок стали международные исследования компании Solomon Associates, показывающие изменение индекса энергоемкости (EII).
От простого к сложному — этим основополагающим принципом руководствовались на ОНПЗ и при внедрении новых программных продуктов. Сначала выполнялись достаточно несложные расчеты для теплообменного оборудования.
Например, с помощью моделирования удалось сократить потребление пара на регенерацию МЭА (моноэтаноламина) на установках гидроочистки дизельного топлива Л-24/6 и Л-24/7 — за счет использования тепла отходящего потока дизельного топлива.
Использование результатов моделирования позволило сэкономить до 50% пара.
А использование динамических моделей для насосов позволяет не только выполнить гидравлические расчеты и подобрать необходимую мощность привода для перекачки продукции, но и определить бескавитационные** пределы работы оборудования, что крайне важно при перекачке жидкости с высокой температурой.
Следующим этапом стало строительство моделей целых технологических установок, что позволило просчитывать все возможные последствия любых изменений.
Ярким примером такого подхода стало моделирование установки изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2» — первой подобной установки в России, построенной на Омском НПЗ в 2010 году.
Никакой статистики, учитывая уникальность проекта, по «Изомалку » не было, проектные нормы потребления энергоресурсов оказались сильно заниженными, в связи с чем их пришлось менять несколько раз.
В итоге нормы потребления пара, топлива и электроэнергии удалось определить с достаточной для планирования точностью именно при помощи компьютерной модели.
Более того, та же модель позволила определить необходимое количество орошения для получения качественных продуктов процесса изомеризации, что важно именно с точки зрения энергоэффективности: избыточное орошение в колонне влечет повышение потребления топлива для нагрева куба колонны и электроэнергии для охлаждения верхнего продукта перед конденсатором. Изменение режима орошения колонны в соответствие с рекомендациями, полученными при моделировании, позволило сократить на 5% потребление энергоресурсов при качестве продукта, соответствующем нормативным требованиям.
Применение пинч-технологии при анализе систем теплообмена дало дополнительный импульс развитию процесса моделирования в рамках программы повышения энергоэффективности.
При моделировании установок первичной переработки ЭЛОУ-8 и АВТ-8 пинч-анализ выявил возможность использования тепла отходящих потоков от АВТ-8 на установке ЭЛОУ-8 и, соответственно, отказа от привлечения внешних энергоносителей.
Схема была реализована в 2014 году, что дало 100%‑ную экономию пара на ЭЛОУ-8.
** Kавитация — процесс парообразования и конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, образование в жидкости полостей
Проектное моделирование
Оптимизацией работы действующих установок сфера применения моделей не ограничивается.
Моделирование и пинч-анализ позволяют принимать обоснованные решения и при проектировании новых объектов, и при планировании реконструкций.
Например, из нескольких вариантов реконструкции установки производства битумов 19/3 с помощью пинч-анализа был выбран вариант с оптимальным соотношением уровня энергопотребления и капитальных затрат на реализацию проекта.
Поиск оптимального значения минимальной разности температур — движущей силы процесса теплопередачи для сети теплообменников — одна из важнейших задач, которую решают программные продукты AspenTech. Определение этих параметров позволяет рассчитать и количество экономящихся энергоресурсов, и преобразования сети теплообмена, необходимые для получения этой экономии.
Еще одна возможность, которую предоставляет моделирование в среде AspenTech, — быстрая экономическая оценка затрат при различных вариантах реконструкции установок.
Существующая база Economic Analyzer позволяет оценить стоимость не только основного оборудования, включенного в модель, но и монтажных работ, фундаментов, площадок обслуживания, приборов КИП — словом, полный спектр строительно-монтажных работ.
Главная и, что самое главное, объективная оценка работы по повышению энергоэффективности, которая проводится на ОНПЗ, — динамика индекса энергоемкости. С 2008 года этот показатель снизился на омском заводе «Газпром нефти» со 141 до 117 единиц. В этом результате заложено и внедрение автоматизированных оптимизационных инструментов.
Динамика снижения индекса энергоэффективности на ОНПЗ с 2010 по 2014 год
Проведение пинч-анализа установок на всех этапах проектирования дает четкую оценку минимума энергопотребления и отклонений от этих параметров.
Кроме того, этот инструмент позволяет вести поиск возможных изменений тепловой системы, необходимых для достижения целевых значений энергопотребления.
Экономическая оценка капитальных затрат при различных вариантах реконструкции или строительства новых объектов и выбор наиболее выгодного — также область применения пинч-анализа.
Пути развития направления на Омском НПЗ — построение модели всего завода и отдельных его установок, а также построение связей с платформой оптимизационного планирования Aspen PIMS в рамках программы организации процесса календарного планирования и развитие оперативного планирования.
HYSYS — система точного моделирования технологических процессов. Позволяет моделировать технологический процесс (полностью или частично) для его усовершенствования и получения достоверных предсказаний параметров.
Пинч-анализ — методология минимизации потребления энергии химическими процессами путем расчета термодинамически осуществимой целевой энергии и ее достижение за счет оптимизации тепла рекуперации системы, методов подвода энергии и условий эксплуатации.
EII (Energy Intensity Index) — индекс энергоэффективности, разработанный компанией Solomon Associates для оценки энергоэффективности НПЗ и объектов НПЗ. База данных Solomon охватывает более 350 нефтезаводов по всему миру и позволяет оценить энергоэффективность установки в рамках конкретного типа технологического процесса.
Источник: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2014-december/1105095/
Статьи
Нефтепродукты получили широкое применение в самых разных отраслях народного хозяйства. Получают их посредством различных технологий перегонки нефти, а, следовательно, все они имеют в чем-то сходный состав – различные углеводороды и их производные.
Для классификации нефтепродуктов по определенным параметрам используются различные системы, но наиболее популярным является разделение всех продуктов на темные и светлые.
В данном случае речь идет не столько о цвете, сколько об уровне очистки производных нефти от смол и окрашивающих элементов.
Процентное содержание таких веществ находит отражение в таких характеристиках, как удельный вес (темные нефтепродукты являются более тяжелыми) и температуре воспламенения (светлые нефтепродукты относят к легковоспламеняющимся жидкостям, для которых температура вспышки не превышает +61 °С.
Светлые нефтепродукты и их классификация
Классификация бензинов, как топлива для ДВС осуществляется по маркам:
- нормаль80 (октановое число выше 80);
- регуляр91 — (октановое число выше 91);
- Регуляр92 — (октановое число выше 92);
- Премиум95 — (октановое число выше 95);
- Супер98 — (октановое число выше 98).
Дизтопливо характеризуется свойством воспламеняться в камере при определенной температуре, которая называется цетановым числом. Согласно ASTM D93 предельная температура вспышки дизеля должна быть менее +40 °C.
Различают три марки дизтоплива в зависимости от температуры предельной фильтруемости:
- летний дизель (предельная фильтруемость -5°С);
- зимнее топливо (предельная фильтруемость -30°С);
- арктическое дизтопливо (предельная фильтруемость -50°С).
Керосины классифицируют по способу применения:
- авиационные;
- технические;
- осветительные.
Темные нефтепродукты и их классификация
Мазуты нашли применение в качестве топливного материала для котлов, а также для производства гудрона, масел и кокса.
В классификации мазутов выделяют:
- топочный;
- прямогонный;
- флотский;
- крекинг мазут.
- Качество мазутов определяется исходя из показателя плотности продукта (определяется при +20°С), вязкости и содержания соединений серы.
- Современные нефтеперерабатывающие предприятия выпускают три вида топочных мазутов в зависимости от вязкости:
- Битумы классифицируются по трем характеристикам:
- В зависимости от варианта получения:
- окисленные;
- крекинговые;
- остаточные;
- компаундированные.
- По составу: основные компоненты углерод (до 86%), водород (до 14%). Битумы могут содержать также серные соединения и кислород.
- По групповому составу (наличие групп соединений:
- асфальтены (от 10 до 30 процентов);
- смолы (от 20 до 30 процентов);
- масла (от 40 до 60 процентов).
Нефтяные масла разделяются на классы по таким признакам:
- дистиллятные;
- остаточные;
- компаундированные.
- смазочные масла;
- электроизоляционные масла;
- несмазочные масла (используются в косметической промышленности);
- консервационные масла.
- По кинематической вязкости.
Описывая темные нефтепродукты будет уместно упомянуть существующую классификацию нефти, разработанную Грозненским НИИ. Она основана на химическом составе этого продукта.
По этому показатели выделяют такие виды нефти:
- парафиновые;
- парафино-нафтеновые;
- нафтеновые;
- нафтено-ароматические;
- парафино-ароматические/нафтено-ароматические;
- ароматические.
Заказать светлые и темные нефтепродукты с доставкой и гарантией качества по наиболее выгодным ценам предлагает компания «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ». Мы можем предложить каждому партнеру наиболее удобные и выгодные условия!
рассчитать доставку нефтепродуктов ЗДЕСЬ…
Источник: https://www.mos-nt.ru/info/articles/dizel/?ELEMENT_ID=6241
Экономия и рациональное использование нефтепродуктов
Как уже отмечалось, большую часть потребляемой нефти мы сжигаем в виде топлива для различного транспорта, а также в топках ТЭЦ. Именно в этой области необходимо принимать экстренные меры по экономии нефтепродуктов. В мире уже разработаны модели автомобилей работающих, на электричестве и на солнечной энергии.
Но эти модели с одной стороны отличаются высокой ценой, с другой — малой скоростью и мощностью. Возможно, именно этим моделям отведено в будущем первое место в автомобилестроении.
Но сейчас мы расскажем об изобретениях трех русских ученых, которые уже сегодня при их массовом внедрении в производство приведут к колоссальной экономии топлива, во время использования на современных транспортных средствах. Еще 1 марта 1988 года на московском автокомбинате N31 три грузовика получили под капоты небольшие приборы с ничего не говорящим названием — ВТГ.
Их разработал уже упоминавшийся нами Александр Деев. Испытания показали, что при применении ВТГ дает мощный и устойчивый процесс экономии горючего. Расход его на сто километров пробега падал фантастически — на 40-60 %. Тяжелые ЗиЛ-130 с грубыми движками становились такими же экономичными, как и западногерманские грузовики с электронным зажиганием и прочими модерновыми штучками.
При этом мощность на ведущих колесах грузовиков заметно вырастала. Но самое потрясающее: содержание угарного газа в выхлопе машин, падало почти до нуля, без всяких импортных нейтрализаторов с архидорогими каталитическими установками. Таким образом, Деев изобрел фантастическую технологию. Даже одно применение его ВТГ могло принести стране экономию в 15-20 миллионов тонн бензина ежегодно.
Если бы государство создало мощный производственно-сбытовой центр его аппаратов и защитило инженера от всяких попыток «автозаправочной» и нефтяной мафии убить его, то сегодня русские получали бы и экономию в миллиарды долларов, и свободу от тотального повышения цен на все, после каждого подорожания бензина, и дополнительный экспортный товар, и чистый воздух в городах.
Фантастически снижались бы затраты на армию с ее громадным парком машин, на аграрные работы, которые требуют моря горючего для тысяч комбайнов и тракторов . Так вот, все на этом и заглохло. Предприятия коммунальной энергетики не заинтересованы в том, чтобы снижать расход топлива.
А государству на это наплевать: не хочет оно устанавливать нормативы-стандарты, чтобы побудить всех вооружаться на энергосберегающие технологии, ничем не поощряет экономных хозяев. Все это — только часть той сокровищницы технологий, которой располагает сегодня наша страна.
Еще лежат под сукном технологии, созданные учеными из Российской академии естественных наук, талантливыми одиночками, бывшими ведомственными НИИ. Настоящие залежи подобных чудес можно найти в подшивках журнала «Техника-молодежи». Можем предположить, что если завтра наше правительство объявит конкурс на тему «Радикальное снижение расхода топлива и энергии» то непременно найдется парочка гениев, которые предложат свои проекты. При этом затрат для государства — на копейку, а в случае внедрения этих проектов — эффект может получиться потрясающим. Но ведь почему-то не объявляется этот конкурс?
- Раздел 3. Меры, направленные на освоение новых источников
- Внешнеторговых валютных поступлений, независящих от
- Нефтегазовой отрасли
Экспорт жидких углеводородов сейчас дает России порядка 50 % внешнеторговых валютных поступлений, и судя по всему в ближайшем будущем он останется основным источником дохода бюджета страны. Но когда нефть иссякнет, или мировые цены на нее опустятся, Россия лишится основного источника дохода, и окажется в тяжелом положении.
Следовательно, необходимо уже сейчас принимать необходимые меры по преодолению нефтяной ориентации нашей экономики, и осваивать альтернативные источники валютных доходов. Эти источники известны, но не используются нашим Правительством.
Так, Максим Калашников предлагает, два варианта баснословных доходов, которые не только не зависят от нефтегазовой отрасли, но и разрешают две глобальные проблемы планеты: транспортных коммуникация и пресной воды. На сегодняшний день, одной из актуальнейших проблем планеты, является проблема транспортных коммуникаций. Сейчас Европейский и азиатский рынок практически заперты.
Грузы из Америки в Европу вынуждены доставляться морским путем 20-30 дней, а уж о связи между Европой и Азией и говорить не приходится. Конечно, корабли самый дешевый вид перевозки, но их медлительность означает замораживание громадных средств, снижение скорости бизнеса. Авиация заменить судоходство не в состоянии: слишком дорого. Железнодорожный транспорт? Тоже не тянет.
Например, железные дороги России не рассчитаны на большие скорости, а уж об их состоянии и говорить не приходится. Вместе с тем уже давно говорят о необходимости трассы «Лондон-Токио» через территорию России. Но строить железные дороги севернее Байкала невозможно: вечная мерзлота, «плывущие» грунты.
Тем не менее, Россия, лежа между Европой, Америкой и Азией, может стать транспортным мостом планеты. Именно русские обладают совершенно реальной технологией, которой нет ни у кого в мире — струнным транспортом Анатолия Юницкого (СТЮ). Он уже испытан в подмосковных Озерах и доведен до стадии промышленного внедрения.
Представьте себе дорогу из нескольких туго натянутых тросов, заключенных в две параллельно идущие трубы небольшого диаметра. Тросов очень прочных, напряженных, точно струны. Они лежат на мощных анкерных опорах, расставленных в полутора километрах одна от другой. Если одна из этих мачт рухнет, туго натянутые струны не провиснут, т.к. в них заложен двойной запас прочности.
И это уже проверено на опытном стенде в подмосковных Озерах. И вот по этим струнам мчатся со скоростью 300-500 километров в час обтекаемые, машины на стальных колесах. (см: Приложение 1,2,3) Струнные дороги дешевы, экономичны, безопасны и экологически чисты.
И тянуть их можно хоть через тундру с ее вечной мерзлотой, хоть через тайгу, хоть через горы и пустыни, причем в рекордные сроки. При этом километр такой дороги вдвое дешевле километра обычной «железки». Возьмем, к примеру, поезд на магнитном подвесе: один километр трассы обходится в 40-50 миллионов долларов. Монорельсовая дорога стоит не менее 20 миллионов.
А «струна» обойдется всего в полмиллиона за километр, и обеспечит скорость в 300-500 км/час, а не шестьдесят. Струнными трассами можно пронизать все пространство страны, открыв для освоения до сих пор непроходимый Север и тундровые просторы Сибири, протянув «струны» на юг, запад и восток.
То есть, Россия способна очень дешево связать Лондон с Токио, Центральную Европу с Юго-Восточной Азией и Индией. При этом грузы могут перебрасываться по этим трассам за часы, в десятки раз быстрее, чем по морю, автомобилями или кораблями. А это значит для России, во-первых, огромные доходы от транзита грузов. Во-вторых, загрузку нашей промышленности.
Ведь Россия получает уникальный шанс на десятки лет загрузить заказами давно построенные предприятия с уже имеющимся оборудованием: металлургические, бетонные, автомобильные и авиационные. При этом, не переучивая рабочих и используя уже подготовленные кадры, им гарантируются надолго достойные заработки.
Сами автолеты для движения по струнным дорогам наша индустрия может производить хоть миллионами штук, потому что технические требования к ним намного ниже, нежели к автомобилям. Необходим лишь аэродинамичный кузов на автомобильной подвеске с дизелем, электромотором или газовой турбиной. И тогда огромные расстояния страны превращаются в источник прибылей.
И это наше место в мировой экономике не сможет занять никто. Один транзит грузов между Азией, Европой и Америкой станет для России золотой жилой. При этом государственный бюджет будет расти как на дрожжах, решая сразу много проблем социальных, научных и военных. Но это только одна часть необычного прорыва.
Есть и другая: молниеносный транспорт позволяет России выйти на мировой рынок с совершенно новыми товарами. Например, мир сегодня задыхается от нехватки чистой питьевой воды. Затраты иностранцев на добычу и доставку тонны чистой воды в два-три раза превышают затраты на тонну нефти. Если человечество потребляет 2 миллиарда тонн нефтепродуктов в год, то пресной воды — впятеро больше. С каждым годом люди готовы платить за воду все больше, ибо экологическая обстановка ухудшается. Треть населения Земли сейчас недополучают чистой воды. Они вынуждены пить либо грязную воду, либо очищенную и искусственно минерализованную. Та же Саудовская Аравия, получая миллиарды долларов за свою нефть, готова платить огромные деньги за чистую воду.
Россия обладает 80 % мировых запасов пресной воды, которые возобновляются и которые можно поставлять на мировой рынок. Просто пока у нас нет видов транспорта, способных быстро и с разумными затратами поставлять этот своеобразный товар на мировой рынок. Но появление струнных трасс решает эту проблему раз и навсегда.
Сегодня никому не приходит в голову то, что байкальскую воду можно продавать в Токио, или Эр-Рияде только потому, что ее невозможно доставить до потребителя. Теперь же это реальность, т.к. «Струны» Юницкого откроют нам огромный, неистощимый рынок, и миллиарды можно зарабатывать только на воде.
А в каком виде вода пребывает в России? Да в основном замерзшей, в виде таймырского и сибирского льда. Вот и еще один бизнес — поставлять воду в ледяных брикетах, для того, чтобы снабжать мир холодом. Например, в США на кондиционирование воздуха тратят втрое больше энергии и ресурсов, чем в России на отопление. Да и в Азии за лед готовы платить немало.
Сегодня тонна пресного льда на мировом рынке стоит 7 тысяч долларов против тысячи долларов за тонну 98-го бензина. Это значит, что Россия может снабжать мир и конденсированным холодом, и пресной водой. И опять никто не сможет заменить Россию на этом рынке экологически чистых холода и воды. Россия получит совсем иную экономику и на порядок большие доходы, чем сегодня.
Скоростные дороги позволяют нашей стране выйти на мировой рынок с самыми перспективными товарами, которые намного прибыльнее нефти с чистой водой и пресноводным льдом. Проблему воды можно решить и с помощью мини-заводов Новоселова, о которых мы говорили выше. Теми же каталитическо-электромагнитными способами, можно дешево опреснять морскую воду.
И если строить такие установки в России, то они найдут прекрасный сбыт и в богатых странах Персидского залива, где пресной воды отчаянно не хватает, зато соленой, морской — в изобилии.Таким образом, мы обрисовали концепцию государственной программы по энергетической безопасности России.
В ней были обозначены основные направления, по которым необходимо двигаться России, для того, чтобы к моменту, когда иссякнут последние источники нефти, наше государство обладало альтернативными источниками энергии, способными спасти ее от энергетического кризиса, поднять экономику и благосостояние всех граждан России на иной, качественный уровень, и вернуть ей статус сверхдержавы.
Заключение
В данной работе были рассмотрены актуальные вопросы энергетической безопасности Российской Федерации.Сейчас для всей человеческой цивилизации существует глобальная проблема иссякающих нефтяных источников энергии. В связи с этой проблемой, некоторые страны, ведут внешнюю политику из принципа «Кто контролирует нефть, тот управляет миров».
Вместе с тем, сейчас актуально разрешение противоположной задачи «То государство, которое овладеет альтернативными источниками энергии, спасет страну от надвигающейся катастрофы, способной остановить развитие страны, и обречь людей на голодную смерть». Автор верит, что эту задачу под силу решить в Российской Федерации.
В работе автором были обозначены 3 направления в обеспечении энергетической безопасности страны.Первое направление представляет собой комплекс мер, направленных, во-первых, на развитие и применение альтернативных источников энергии. Оно включает в себя освоение принципиально новых источников энергии, таких как энергию водорода и термоядерный синтез.
Во-вторых, на развитие и массовое внедрение энергий, способных заменит нефть. В качестве таких энергий можно использовать, солнечную энергию, энергию рек, энергию приливов и отливов, энергию ветра.
В-третьих, на внедрение технологий и изобретений, использующих альтернативное топливо, например, водоугольную-смесь или биологическое топливо, либо работающих, вообще без использования энергии.Второе направление также представляет собой, комплекс мер, направленных на энергосбережение.
Во-первых, это внедрение имеющихся технологий, обеспечивающих эффективную добычу и переработку нефти. Во-вторых, внедрение изобретений и разработок русских ученых, способных эффективно экономить и рационально использовать нефтепродукты. Третье направление, это освоение источников внешнеторговых валютных поступлений, независящих от нефтегазовых отраслей.
Автор работы верит, что разработка, массовое внедрение и использование альтернативных источников энергии в Российской Федерации, позволит решить проблему «нефтяного голода», в нашей стране, т.к. для этого имеются следующие условия: 1) поступление в бюджет финансов от продажи нефти; 2) высококвалифицированные российские ученые и изобретатели; 3) уникальные технологии.
Совокупность этих условий, способная сотворить экономическое чудо, но из-за противодействия определенных сил, использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, до сих пор находится на стадии единичных экземпляров. Для того, чтобы овладеть альтернативными источниками энергии и энергосберегающими технологиями, и тем самым обезопасить Россию от энергетической проблемы, необходимо принять государственную программу.
Источник: https://megaobuchalka.ru/1/30064.html
Мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов
- При имеющемся дефиците добычи нефти и производстве нефтепродуктов экономия топлив и смазок при эксплуатации все увеличивающегося парка ДСМ является важнейшей народнохозяйственной задачей.
- ДСО ежегодно расходуют тысячи тонн нефтепродуктов.
- Эффективность их использования существенным образом зависит от обеспечения надёжной и экономичной работы двигателей и систем, потребляющих нефтепродукты.
- Экономичность ГСМ нужно на всех этапах их потребления.
- Для эффективного использования ГСМ необходимо применять их в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей машин.
- Несоответствие качества нефтепродуктов требованиям технической документации нарушает нормальную работу двигателей.
- Экономия топлива достигается снижением времени работы машин вхолостую, сокращением порожних пробегов, применением прогрессивных методов производства механизированных работ, поддержанием нормальных тепловых режимов работы двигателей, своевременным регулированием топливной аппаратуры.
- В зимнее время необходимо применение зимних сортов топлива.
- Особое внимание в обеспечении экономичного расхода ГСМ занимает их учёт по каждой машине, выполнение смазочных работ по графикам и в точном соответствии с картами смазок, сбор отработавшего масла для последующей его регенерации.
- При перевозке жидкого топлива количественные потери происходят в следствии расплёскивания и подтекания, а качественные – в результате испарения его лёгких фракций из транспортной ёмкости.
- Для уменьшения количественных потерь перевозить топливо следует в исправной ёмкости.
- Для уменьшения качественных потерь ёмкость должна быть окрашена в светлые цвета, хорошо отражающие солнечные лучи.
- Качественные потери могут иметь место и в результате загрязнения топлива продуктами коррозии и минеральной пылью, а также конденсатом и водой, находящихся в транспортной ёмкости.
- При хранении жидкого топлива потери возникают от утечки через неплотности соединений, выветривания (3 – 5 %), испарения через дыхательный клапан (1%) и при наполнении резервуаров (0,01%).
- Потери топлива сокращаются при уменьшении колебаний температуры режима резервуаров путём подземного их размещения, а при открытом хранении – при окраске резервуаров алюминиевой краской или белилами.
- Качественные потери при хранении топлива также могут быть следствием загрязнения, окисления, смолообразования и обводнения.
- Все ёмкости, применяемые для транспортирования и хранения топлива и смазки, должны быть чистыми.
- Заполнять их можно только теми материалами, которые в них находились ранее.
- В полевых условиях топливо может храниться непосредственно в цистернах-заправщиках; в специальных запасных цистернах; в контейнерах и бочках, установленных во временных закрытых складах или под навесом.
- Временные склады закрытого типа следует применять лишь для хранения бензина.
- Для дизельного топлива рекомендуется использовать в качестве основной ёмкости для хранения автозаправщик, который будет ежедневно доставлять и раздавать топливо.
Для хранения не большого запаса топлива (на 1 – 2 смены) рекомендуется кроме заправщика иметь несколько цистерн вместимостью 1000 – 2000 л, смонтированных на колёсах или полозьях и допускающие буксирование на новое место при перебазировании склада. Устанавливать цистерны рекомендуется под навесом для защиты их от солнечных лучей.
- Смазочные материалы необходимо хранить в бочках и контейнерах, также устанавливаемых под навесом или в специально отведённых закрытых помещениях.
- Потери топлива и смазочных материалов при заправке ДМ происходят от испарения, разлива, расплёскивания, при использовании неисправного или несоответствующего назначению инвентаря и оборудования (2% дизельного топлива, до 6% дизельного масла, до 7% трансмиссионного масла).
- Для избежания потерь следует осуществлять только закрытую заправку с помощью насосных систем, резиновых шлангов и раздаточных кранов с максимальной механизацией труда.
- Для этого на стационарных постах применяют топливо- и маслораздаточные колонки, мотопомпы и ручные насосные агрегаты, пневматические солидолонагнетатели, а в полевых условиях механизированные заправочные агрегаты на базе автомобиля или прицепа.
- При этом потери и расходы топлива на каждую заправку сокращаются более чем в 5 раз, а рабочее время машины на полезную работу увеличивается на 5 – 8%.
При механической заправке на месте работы машины экономия топлива составляет 400 – 500 кг на одну машину в год.
Топливные баки необходимо заправлять горючим не более чем на 90% их объёма.
Применение раздаточных кранов, особенно автоматических устраняет переполнение баков топливом. При заполнении топливного бака до уровня трубы крана или насадки заправочного крана автоматически прекращается подача топлива, что предотвращает переполнение бака.
- Потери солидола (до 5%) происходят при заполнении ручного рычажно-плунжерного шприца и при смазке машины неисправным шприцом.
- Неисправный наконечник шприца, надетый на пресс-маслёнку, пропускает значительное количество солидола мимо маслёнки.
- Кроме того, попавший в шприц воздух вызывает перебои в подаче солидола, что также приводит к потерям во время выпуска воздуха из шприца.
- Организация рациональной заправки машин предусматривает применение исправного и чистого специального оборудования и инвентаря.
- Этим обеспечивается сохранность нефтепродуктов, предохранение их от загрязнения, потерь и создаётся удобство в обслуживании.
Источник: https://cyberpedia.su/4x713e.html
Нефтепереработка в России
По итогам работы в 2017 году объем нефтепереработки на российских НПЗ Компании вырос до 100,6 млн т по сравнению с 87,5 млн т в 2016 годуВключает результат ПАО АНК «Башнефть» с момента приобретения в октябре 2016 года..
Это произошло за счет интеграции активов «Башнефти» в 4-м квартале 2016 года, а также благодаря улучшению рыночной конъюнктуры. Выход светлых нефтепродуктов в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,8 п. п., до 58,4 %, а глубина переработки – на 3,2 п. п., до 75,2 %.
Объем переработки на мини-НПЗ Компании в 2017 году составил 1,9 млн т. Крупнейший из них – АО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» – переработал в отчетном году 1,5 млн т.
В 2017 году деятельность Компании в области нефтепереработки была направлена:
- на обеспечение потребности рынка в качественных нефтепродуктах за счет продолжения реализации программ поддержания и модернизации НПЗ;
- проработку и реализацию высокоэффективных проектов «расшивки узких мест» конфигурации активов (преодоление производственных и технических ограничений) и развития битумных производств;
- проведение мероприятий по повышению операционной эффективности и сокращению эксплуатационных затрат.
Приоритетными на 2018–2020 годы являются проекты с высокой степенью готовности, а также высокоэффективные быстроокупаемые проекты, направленные на устойчивость сегмента к налоговому режиму и макропараметрам, в том числе:
- проекты «расшивки узких мест» конфигурации и повышения операционной эффективности;
- восстановление установки гидрокрекинга на «Башнефть-Уфанефтехим»;
- завершение строительства комплексов гидрокрекинга на Туапсинском, Ачинском, Новокуйбышевском, Комсомольском НПЗ и установок, входящих в состав комплексов каталитического крекинга на Куйбышевском и Сызранском НПЗ.
В 2017 году в рамках подготовки Стратегии «Роснефть–2022» была актуализирована Стратегия нефтепереработки, в том числе проведено ранжирование инвестиционного портфеля сегмента в целях выделения и ускорения наиболее эффективных проектов.
100,6 млн т объем нефтепереработки на российских НПЗ Компании в 2017 году
В 2017 году ПАО «НК «Роснефть» продолжило выполнение Программы модернизации российских НПЗ, направленной:
- на дальнейшее повышение глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов;
- увеличение объемов выпуска моторных топлив высокого экологического класса, соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза для обеспечения потребностей рынка в качественных нефтепродуктах;
- улучшение продуктовой корзины, повышение конкурентоспособности и прибыльности российских НПЗ Компании.
Объем финансирования по МСФО по проектам развития предприятий Блока «Нефтепереработка» в Российской Федерации в 2017 году составил 31,4 млрд руб.
В отчетном году:
- на Ярославском НПЗ стартовало производство масел третьей группы с высокой степенью очистки, задействованных в производстве высокотехнологичных синтетических и полусинтетических масел. Это позволит снизить себестоимость за счет использования масел третьей группы собственного производства, а также расширить ассортимент продаж;
- в Рязанской НПК проведено оснащение установки по производству битума новым узлом подготовки сырья окисления и налажен выпуск битумов в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта с повышенными потребительскими свойствами;
- в Ангарской НХК завершен монтаж основного крупнотоннажного технологического оборудования строящейся установки гидроочистки дизельного топлива.
Модернизация НПЗ: статус выполнения
Первичная переработка Вакуумный блок Изомеризация Каталитический крекинг Гидроочистка Риформинг Алкилирование КоксованиеЗамедленное коксование или флексикокинг. Гидрокрекинг МТБЭПоказатель | Рязанская НПК | Ангарская НХК | Новокуйбышевский НПЗ | Сызранский НПЗ | Куйбышевский НПЗ | Комсомольский НПЗ | Эффект |
Показатель | Туапсинский НПЗ | Ачинский НПЗ | Саратовский НПЗ | Уфимская группа НПЗ | Эффект |
- Деятельность Компании в области нефтепереработки в первую очередь направлена на выполнение стратегической задачи по обеспечению внутреннего рынка высококачественными моторными топливами, включая удаленные регионы страны – Восточную Сибирь и Дальний Восток.
- В отличие от большинства других российских производителей, ряд нефтеперерабатывающих предприятий Компании в силу их географического расположения значительно удалены от экспортных рынков, что ограничивает возможности по повышению экономической эффективности и доходности на вложенный капитал нефтеперерабатывающего сегмента Компании.
- В связи с этим Компания продолжает работу по подключению своих предприятий к трубопроводной инфраструктуре и ведет активный диалог с государственными органами, направленный на создание устойчивых налоговых механизмов, стимулирующих развитие нефтеперерабатывающей отрасли.
Контроль качества нефтепродуктов
- Моторные топлива, выпускаемые в оборот нефтеперерабатывающими предприятиями ПАО «НК «Роснефть», полностью отвечают требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» к топливам экологического класса К5 и обладают высокими эксплуатационными характеристиками.
- Системы менеджмента качества, внедренные на НПЗ Компании, соответствуют требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и позволяют обеспечить выработку высококачественной продукции и минимизировать риски претензий со стороны потребителей.
- На НПЗ Компании осуществляется многоступенчатый контроль качества сырья и товарной продукции, включая входной контроль качества сырья, реагентов, присадок, поступающих на заводы, а также многоступенчатый мониторинг и контроль качества компонентов и товарной продукции на всех этапах производственного цикла от поступления на предприятие до выпуска продукции в оборот.
- Испытательные лаборатории НПЗ оснащены самым современным лабораторным оборудованием, что позволяет гарантировать получение результатов испытаний с высокой точностью и достоверностью.
- Подтверждение соответствия продукции осуществляется в форме декларирования соответствия с участием аккредитованных испытательных лабораторий и ведущих научно-исследовательских институтов.
- Реализация проекта по мониторингу запасов качества товарной продукции на нефтеперерабатывающих предприятиях Компании позволила повысить эффективность переработки углеводородного сырья за счет снижения необоснованных запасов качества.
В 2017 году продолжены работы по расширению ассортимента функциональных присадок к моторным топливам, улучшающих их эксплуатационные свойства. Проведенные испытания позволили существенно повысить альтернативность выбора присадок и снизить затраты на их приобретение.
В рамках Программы импортозамещения НПЗ Компании полностью перешли на применение отечественных противоизносных присадок, производимых в периметре Компании. Также на ряде НПЗ успешно применяется отечественная депрессорно-диспергирующая присадка ВЭС-410Д, производимая на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза.
Реализация программы поддержания нефтеперерабатывающих активов в Российской Федерации
Объем финансирования по МСФО по Программе поддержания действующих мощностей предприятий Блока «Нефтепереработка» в Российской Федерации в 2017 году составил 24,3 млрд руб.
В отчетном году продолжена реализация проектов, связанных с устранением предписаний надзорных органов и приведением к требованиям норм и правил, заменой физически изношенного оборудования, реализацией целевых программ на НПЗ в Российской Федерации:
- сформирована и согласована Программа устранения предписаний Ростехнадзора по результатам проверок в 2016–2017 годах филиала «Башнефть-Уфанефтехим»;
- завершена реконструкция одной из крупнейших в мире установок биологических очистных сооружений филиала «Башнефть-Уфанефтехим», внесенная в План основных мероприятий по проведению Года экологии – 2017, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082р;
- завершен проект строительства новой центральной заводской лаборатории на Куйбышевском НПЗ;
- в Нижневартовском НПО реализован пилотный проект по созданию автоматизированной системы управления технологическими процессами УПН-2 цеха № 2 на базе оборудования ГК «Росатом».
55,7 млрд руб. объем финансирования по проектам развития и поддержания нефтеперерабатывающего комплекса ПАО «НК «Роснефть» в России в 2017 году Импортозамещение, разработка и постановка на производство новых продуктов, организация допуска производимой продукции
- В рамках Программы импортозамещения Компания продолжила осуществлять переход на использование на НПЗ присадок, производимых отечественными предприятиями, в том числе в периметре Компании;
- организованы и проведены работы по постановке топлив для реактивных двигателей на Новокуйбышевском НПЗ (марка РТ), в Рязанской НПК (марка ТС-1) с альтернативной противоизносной присадкой, а также моторных топлив модернизированного состава на Комсомольском и Ачинском НПЗ;
- в целях своевременного обеспечения выполнения поставок топлив по государственному оборонному заказу организованы и проведены мероприятия по допуску к применению в вооружении, военной и специальной технике модернизированных моторных топлив производства Ангарской НХК, Ачинского НПЗ, Новокуйбышевского НПЗ, «Башнефть-Уфанефтехим», Рязанской НПК.
В 2017 году успешно завершен комплекс работ по реализации требований международных технических регламентов (REACH, CLP, GHS) в отношении основных экспортных нефтепродуктов Компании. Разработано 24 паспорта безопасности экспортной продукции в международном формате (Safety Data Sheets).
Повышение эффективности операционной деятельности НПЗ
22,6 млрд руб. результат повышения операционной эффективности НПЗ Компании
ПАО «НК «Роснефть» ведет планомерную работу по повышению эффективности операционной деятельности на перерабатывающих активах Группы.
В 2017 году:
- проведена оптимизация работы установок гидроочистки с расширением состава сырья и вовлечением в переработку газойлей вторичной переработки, что позволило увеличить выход дизельных топлив;
- реализованы плановые и дополнительные мероприятия Программы повышения операционной эффективности (ППОЭ), что позволило получить в 2017 году экономический эффект в размере 22,6 млрд руб.
Реализация мероприятий по повышению эффективности, а также оптимизационные решения позволили достичь улучшения ключевых индексов Solomon в 2017 году:
- операционная готовность на уровне 92,8 %, что лучше плана на 0,1 %;
- индекс энергоемкости улучшен на 2,9 пункта и составил 124,8 пункта.
За 2017 год выполнена утвержденная Директива по экономии энергоресурсов Блока «Нефтепереработка». При плановом эффекте 503,5 тыс. т у. т фактический эффект составил 534,5 тыс. т у. т.
Основные направления и мероприятия Программы повышения операционной эффективности в 2017 году
Оптимизация мощностей и отборов- Изменение схемы вовлечения продуктов на НПЗ.
- Техническое перевооружение систем отгрузки продукции.
- Оптимизация режима работы эстакад слива/налива нефти и нефтепродуктов.
- Внедрение систем усовершенствованного управления технологическими процессами на НПЗ
- Реконструкция пароконденсатных и теплофикационных сетей предприятий.
- Увеличение эффективности котлов-утилизаторов.
- Повышение КПД технологических печей.
- Повышение эффективности теплообменного оборудования
- Мероприятия по оптимизации сроков проведения капитальных ремонтов и технологических операций на установках НПЗ без сокращения объемов работ.
- Реализация мероприятий, направленных на увеличение межремонтного пробега установок НПЗ.
- Оптимизация графиков ремонтов и технологических остановок с учетом текущего состояния оборудования
- Увеличение подачи водородсодержащего газа на КЦА-2.
- Сокращение сброса неочищенного углеводородного газа с установок в факельную сеть.
- Оснащение понтонами резервуаров
Направления | Мероприятия |
Оптимизация потоков компонентов между НПЗ Компании
В 2017 году «Роснефть» успешно продолжила работу по оптимизации потоков компонентов между заводами Группы.
- На Новокуйбышевском НПЗ налажено вовлечение в производство МТБЭ производства Куйбышевского НПЗ.
- В рамках процесса интеграции предприятий «Башнефти» в единую производственную цепочку заводов «Роснефти» начата переработка бутан-бутиленовой фракции производства Куйбышевского НПЗ на НПЗ «Башнефти», а также бензиновых компонентов с Уфимской группы НПЗ на заводах «Роснефти». Это позволило оптимизировать загрузки установок на НПЗ и увеличить объем выпуска топлив.
- На НПЗ «Башнефти» в полном объеме перешли на использование противоизносной присадки для дизельных топлив и частично на использование депрессорно-диспергирующей присадки , производимых в периметре ПАО «НК «Роснефть».
Реализованные мероприятия позволили повысить эффективность работы предприятий Компании и снизить операционные затраты.
Источник: https://www.rosneft.ru/docs/report/2017/ru/results/recycling/oil-refining-russia.html