Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленности

Ни для кого не секрет, что основные поступления в доходную часть бюджета идут от уплаты налогов, взимаемых с предприятий добычи полезных ископаемых и нефтяной и газовой переработки. Но если нефтепереработку облагают акцизами, то какие же налоги платят добывающие предприятия?

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение  нефтедобычи  регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а  порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщики НДПИ

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых –  добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней).

 Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации –  последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом.

Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже  25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель,  который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом  считается   обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть.  К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления  в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов.

Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по  установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения.

Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим,  коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой  полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное  в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр  Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Читать также: Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленностиОсновные причины, почему природный газ лучше нефтепродуктов

Определение налоговой базы

Налоговая база при расчете НДПИ на нефть определяется либо на основании стоимости, либо на основании количества добытого сырья.

При исчислении количества полученного ресурса можно применять два метода:

  • прямой, который основывается на данных, полученных путем измерения;
  • косвенный, основанный на значении содержания нефти в общем объеме полученного сырья.

Второй способ расчета используют только тогда, когда расчет первым способом не представляется возможным. Используемый на предприятии метод расчета  выбирается единожды и закрепляется учетной политикой организации.

Он  не меняется с течением времени и показан к применению в течение всего срока эксплуатации  месторождения. Изменение способа расчета возможно лишь после внесения изменений в технический проект или технологический процесс разработки.

Использование прямого расчетного метода для определения налоговой базы подразумевает использование следующих  расходов:

№Полезная информация
1 прямые показатели
  1. прямые материальные затраты;
  2. фонд оплаты труда наемного персонала;
  3. амортизационные отчисления.

Списание прямых расходов производится в таком же порядке, как  и при учете прочих производственных процессов.

Размер прямых затрат определяется из расчета сумм, которые относятся к конкретным доходам (в случае НДПИ это – нефтедобыча) определенного налогового периода. Незавершенное производство из расчета убирают.

Расходы для налога на добычу полезных ископаемых  определяют за период, равный одному месяцу.

  • косвенные показатели (ими считаются материальные затраты, которые не входят в состав прямых расходов):
  1. расходы на ремонт оборудования;
  2. покупка дополнительного технологического оборудования;
  3. прочие непрямые затраты.

Эти расходы подлежат списанию в полном объеме, который пропорционален  текущей добыче и другим видам производственной деятельности. Выручку от реализации полезных ископаемых рассчитывают исходя из цена, уменьшенной на расходы по доставке продукции.

Ставка

Она рассчитывается на основании установленной  базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для  места добычи и учитывают  динамику нефтяных цен  на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой  ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса,  утвержденными для этого участка до начала  применения лицензии;
  • Кз – определяет  уровень запасов разработки;
  • Кд  – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью  рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют,  налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно.  Для этого расчета берется среднерыночная мировая  цена на  нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Читать также: Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленностиРаботы по ликвидации аварийных разливов нефти

Льготы по НДПИ

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством.  Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки  месторождения  нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких  потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает  Министерство энергетики, предварительно согласовав их с  Роснедрами.

Если нет актуальных  данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого  месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен   Постановлением Правительства номер 921, принятом  29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством.  Он может иметь понижающее значение в случае, когда  выработка превышает  80 процентов. Это – льгота  для старых, давно разрабатываем месторождений.

Формула расчета

Для расчета размера НДПИ применяют:

  • объем выработки (Ов);
  • нормативные потери (НПот);
  • утвержденную на данный момент ставку;
  • плавающие корректирующие коэффициенты, устанавливаемые раз в месяц.

Этот расчет достаточно прост, если нет необходимости самостоятельно рассчитывать используемые  коэффициенты.

Приведем конкретный пример.

Некая компания «А» за февраль 2014 года добыла 520 тонн нефти. Размер нормативных потерь составил 20 тонн.

Ставка налога в этом месяце была 493 руб/тонна. Пусть  коэффициент мировых цен (Кц) в этом месяце составлял 1,2000 (четыре знака после обязательны)., а все остальные коэффициенты возьмем равными единице.

Сумма НДПИ = (Ов-НПот) * ставка * Кц * Кдв * Кз*Кд

Для конкретного примера НДПИ = (520 -20) * 493 * 1,2000 * 1 * 1 * 1 = 295 800 рублей.

Сумма этого налога отражается в декларации и уплачивается в бюджет в установленные законом сроки. В декларацию также включают все цифры, которые использовались при расчете НДПИ.

Изменения, произошедшие в 2014-ом году

В конце 2013-го году произошло повышение базовой ставки НДПИ с  470 до 493 руб., или на 4,9 процента.  Одновременно с этим  ряду туронских месторождений (Красноярский край) были предоставлены льготы, для некоторых – на срок 15-ть лет.

Изменение ставки НДПИ за последние годы

В последнее время Правительство  РФ в рамках налогового маневра постоянно повышает базовую ставку этого налога. В 2016-ом она составила 559 руб/тонна. В дальнейшем предполагается провести перераспределение налоговой нагрузки с предприятий-экспортеров  на предприятия нефтедобычи.

С этой целью производится снижение экспортных пошли, а базовую ставку НДПИ планируется поднять до 918 руб./тонна уже в 2017-ом году.

Целью данных мероприятий является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках за счет снижения цена путем уменьшения размеров таможенных сборов. Однако увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании  может вызвать сворачивание проектов, которые требуют значительных капитальных вложений.

Налоги за все помогут чиновникам заменить волшебную нефть – «Заповедник», выпуск 49, сюжет 1

Источник: https://neftok.ru/raznoe/nalog-na-neft.html

Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения

Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленности

Когда вступил в силу налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), с чего взимается, каких компаний он коснется? Какие могут быть последствия для нефтяного бизнеса? Отвечает Маргарита Есипова, руководитель проектов по направлению «Налоги и право» Группы компаний SRG.

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ по НДД, которым в НК РФ введена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

Налог на нефть: налоги в нефтяной промышленности

Маргарита Есипова

Налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие разведку, добычу нефти, газа, газового конденсата. Целью введения НДД является создание благоприятных условий налогообложения тем налогоплательщикам, которые активно инвестируют в разведку и разработку новых месторождений.

Налоговая нагрузка прямо пропорционально увеличивается с ростом доходности конкретного участка недр, в чем заключается суть данной системы налогообложения. При этом согласно Налоговому кодексу НДД позволяет переносить и тем самым снижать налоговую нагрузку за счет ранее понесенных затрат на добычу за весь срок реализации инвестиционного проекта.

Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный с 1 января 2011 года и по год, непосредственно предшествующий году начала исчисления НДД (включительно).

Такой механизм по замыслу законодателя позволяет перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений.

Кроме того, НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, т.е. НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть.

  • На размер нового налога влияет величина денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.
  • При этом особый порядок расчета НДПИ при применении НДД применяется к общему объему добытой нефти на конкретном участке недр, включая объем нефти, добытый из трудноизвлекаемых залежей на этом участке недр.
  • Интересно: Себестоимость добычи нефти в России и в мире.
  • Одновременно с новым налогом будет реализовываться завершающий этап «налогового маневра», который предполагает равномерное обнуление вывозных таможенных пошлин с 2019 по 2024 годы, уплачиваемых при экспорте нефти и нефтепродуктов, и эквивалентное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата.
  • Объектом налогообложения при НДД является дополнительный доход от добычи, представляющий собой разницу между расчетной выручкой и произведенными расходами, в том числе убытком.
  • Степень выработанности запасов нефти на участке недр, где осуществляется добыча, должна составлять меньше значения или равна значению 0,05.
Читайте также:  Очищенный бензин: нужен ли очиститель топливной системы

Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).

Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.

Ставка налога на добавленный доход

В соответствии со ст. 333.54 НК РФ налоговая ставка по анализируемому налогу составляет 50%.

Законодатель также установил и минимальный размер НДД. Для участков недр в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа минимальный налог равен нулю при соблюдении определенных условий.

Интересный факт: Введение законопроекта о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли обсуждался еще 2017 году как причина возможного роста цен на бензин. 

В связи с этим, несмотря на достаточно высокую налоговую ставку – 50 %, данный налог может оказаться весьма выгодным с точки зрения налогового планирования в долгосрочной перспективе, так как позволяет нести налоговое бремя не во время инвестиционных процессов, а с появлением производственной мощности и реальной выручки от добычи полезных ископаемых.

Источник: https://promdevelop.ru/nalog-na-dobavlennyj-dohod-v-neftyanoj-otrasli-stavka-ndd-sut-obekty-nalogooblozheniya/

Системы налогообложения стран производителей нефти — Сайт о нефти, газе и нефть сопутствующих продуктах

Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.

Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования пла­тить налоги.

В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).

Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определя­ется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.

  • Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
  • «Штатный» налог состоит из двух частей:
  • 1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и

2) подоходный корпоративный налог.

Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в раз­мере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.

Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений.

Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.

Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:

  1. — арендные платежи (земельная рента, «роялти»);
  2. — местные налоги;
  3. — «штатные» налоги;
  4. — эксплуатационные затраты;
  5. — амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».
  6. Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие  чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал.

Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е.

при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше.

Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (ма­шиностроительных, химических и даже угольных и газовых), кото­рые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.

Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем примене­ния методов увеличения нефтеотдачи пластов.

Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложен­ного капитала.

В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нор­мы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расши­ряется.

При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.

В 1989 г.

конгресс США и президент Джордж Буш приняли решение о дополнительном стимулировании нефтяных компаний к приросту извлекаемых запасов нефти и применению методов увеличения неф­теотдачи пластов путем введения 10 % скидки — уменьшения процента на «инвестиционный кредит», увеличения «скидки на истощение недр» до 27,5% до полной окупаемости проектов и нераспростра­нения на них так называемого «альтернативного минимального на­лога», составляющего 20% от дохода, пока цена на нефть не пре­высит 220 дол/т (30 дол/бар). Установленные Конгрессом США на­логовые льготы для нефтяных компаний позволили им применять третичные методы добычи и увеличивать извлекаемые запасы неф­ти даже при падении цен на нефть в 80 — 90х годах и дополнительно получать на развитие ежегодно по 1,5-2,5  млрд. долларов.

  • Кроме того, в отдельных нефтяных странах мира (Канада, Норвегия) система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях:
  • 1) месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;
  • 2) месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;
  • 3) месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;

4) месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).

Таким образом, подобная политика позволяет гибко, через систему льгот и привилегий, стимулировать работу компаний в невыгодных условиях. Кроме того, в западной практике существует система оффшорных зон. Это территории, где зарегистрированная фирма получает льготы по налогам (остров Кипр, Гибралтар, Виргинские и Каймановы острова и т.д.).

Источник: http://neftyaga.ru/mirovaya-ekonomika-neftegazovich-resursov/sistemi-nalogooblozheniya-stran-proizvoditeley-nefti

EY Tax Messenger

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Авторы: Виктор Бородин, Денис Борисов, Анна Соколова 29 ноября 2017 г

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.

Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.

Новые морские месторождения углеводородного сырья

Налог на прибыль

Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.

Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2018 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.

При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения.

В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.

Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:

  • выделения на участке недр НММУС, либо
  • даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.
Читайте также:  Утилизация и переработка отработанных нефтепродуктов

Новые положения также предусматривают, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату, соответствующую дате признания таких доходов (расходов).

Кроме того, отменяются предельные сроки, до истечения которых налогоплательщики имеют право определять налоговую базу как стоимость при добыче УВС на НММУС. Таким образом, добывающие компании смогут применять адвалорные ставки по НДПИ в рамках установленного НК РФ периода, но без ограничения по предельному сроку.

Также напоминаем, что с 1 января 2017 года вступили в силу следующие особенности учета расходов на ОПР:

  • налогоплательщик имеет возможность применять коэффициент 1,5 к расходам на ОПР на поиск и оценку НММУС
  • расходы на ОПР могут быть отнесены частично или в полном объеме к расходам по добыче УВС на НММУС, осуществляемой на ином (иных) участке недр. Ранее законодательство предусматривало такую возможность лишь в случае прекращения права пользования недрами и ограничивало сумму расходов, относимых на каждое месторождение, расположенное на ином участке недр, в размере не более 1/3 от общей суммы расходов.
  • ТЦО
  • Текущая редакция НК РФ устанавливает, что сделки между организацией, владеющей лицензией на право пользования недрами, и оператором НММУС не признаются контролируемыми при осуществлении ими деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же месторождения. 
  • Законом дополняется, что сделки между вышеуказанными лицами также не будут признаваться контролируемыми при осуществлении деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же участка недр до выделения на участке недр первого НММУС.

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2016 года с целью совершенствования отраслевой системы налогообложения в состав подакцизных товаров была введена новая категория «средние дистилляты», под которыми в соответствии с НК РФ понимаются смеси углеводородов, обладающие определенными физико-химическими характеристиками.

Сложившаяся за период с 2016 года практика налогообложения средних дистиллятов выявила ряд неточностей налогового законодательства, позволяющих не облагать акцизом смеси углеводородов, обладающие характеристиками, отличными от установленных НК РФ, однако, по своей сути, являющиеся средними дистиллятами.

С целью исключения возможности уклонения от налогообложения, Законом уточняются физико-химические характеристики категории «средние дистилляты». Под средними дистиллятами понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при t=20°C и атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при t=20°C.

Также Законом определяются нефтепродукты, не включаемые в данную категорию для целей налогообложения.

Кроме того, Законом вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также устанавливаются технологические процессы, относящиеся к переработке средних дистиллятов (например, первичная переработка нефти, гидроочистка углеводородных фракций и др.).

В связи с этим, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизом, дополняется следующими:

  1. получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  2. оприходование средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

При этом положениями Закона предусмотрено применение вычета в увеличенном размере по указанным операциям со средними дистиллятами.

Вычет определяется в размере суммы акциза, исчисленных при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке средних дистиллятов на производственных мощностях, необходимых для технологических процессов по переработке. В иных случаях использования средних дистиллятов применяется коэффициент равный 1.

Законом также предусмотрено дальнейшее повышение ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов (автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо, средние дистилляты) на 2018-2020 гг.:

Нефтепродукт Значение налоговой ставки, руб./т.
2018 (ранее)1 январь-июнь 2018 июль-декабрь 2018 2019 2020
Автомобильный бензин класса 5 10 535 11 213 11 892 12 314 12 752
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 13 100 13 100 13 100 13 100 13 100
Прямогонный бензин 13 100 13 100 13 100 13 100 13 100
Дизельное топливо 7 072 7 665 8 258 8 541 8 835
Средние дистилляты 8 112 8 662 8 662 9 241 9 535

НДПИ на газ горючий природный

  1. Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.

  2. Так, с 1 января 2018 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).

  3. Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2018 года установлено в размере:
  • 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц
  • 1 для иных налогоплательщиков.

Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа. 

Налоговые вычеты по НДПИ

  • Налоговый вычет по НДПИ на нефть
  • С 1 января 2018 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  • При этом, Законом устанавливаются дополнительные условия для применения налогового вычета:
  • лицензия на право пользования недрами должна быть выдана до 1 января 2016 года
  • начальные извлекаемые запасы нефти должны составлять 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.
  1. Размер налогового вычета определен в размере 2 917 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр.
  2. Налоговый вычет применим с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.
  3. Таким образом, совокупная величина вычета за 10 лет составит порядка 350 млрд рублей.

Стоит отметить, что критериям, установленным Законом, удовлетворяет лишь Самотлорское месторождение, разработку которого ведет дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть». Указанная льгота направлена на увеличение инвестиций в данное уникальное месторождение для целей создания условий по увеличению добычи.

  • Помимо этого, Законом исключаются положения, предусматривающие до 31 декабря 2016 года применение налогового вычета по нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан.
  • Налоговый вычет по НДПИ на газовый конденсат
  • С 1 января 2018 года Законом устанавливается возможность применения налогового вычета при добыче газового конденсата в случае получения ШФЛУ при его переработке.
  • Сумма вычета будет определяться по следующей формуле:
  • Вгк = Кшфлу * Мгк * В, где
  • Кшфлу – коэффициент извлечения ШФЛУ, рассчитываемый как отношение количества полученной за истекший налоговый период ШФЛУ к общему количеству переработанного газового конденсата;
  • Мгк – количество добытого газового конденсата, переработанного на технологическом оборудовании для получения ШФЛУ;
  • В – ставка налогового вычета в рублях на 1 тонну ШФЛУ, рассчитываемая как:
  • В = 147 + (n – 1) * 147, где
  • n – порядковый номер налогового периода, отсчитываемого последовательно с 1 января 2018 года (порядковый номер налогового периода, начинающегося 1 января 2018 года, равен 1).
  • При этом, начиная с 36 налогового периода, значение показателя B принимается равным 5 280, таким образом ограничивая предельный размер налогового вычета.
  • Стоит отметить, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет как в случае переработки газового конденсата на собственном технологическом оборудовании, так и в случае переработки газового конденсата иными российскими лицами при наличии установленных Законом подтверждающих документов.

Нововведение нацелено на сближение уровней себестоимости производства ШФЛУ из различного вида сырья (газовый конденсат, природный газ, попутный нефтяной газ). При этом, налоговый вычет призван стимулировать производство ШФЛУ, используемой в нефтехимической отрасли как сырье для производства продукции следующих переделов.

  1. Также напоминаем, что с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года будет действовать налоговый вычет по НДПИ в отношении природного газа, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море2.
  2. Указанный вычет может быть применен налогоплательщиками, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 1 января 2017 года.
  3. Размер вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2018 года по последнее число налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, и не может превышать величину, равную произведению коэффициента 0,9 и общей суммы налога, которую он уменьшает.
  4. Дополнительным условием для применения налогового вычета является необходимость включения указанных основных средств в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города Севастополя.

1 С учетом положений Федерального закона № 254-ФЗ от 29 июля 2017 года. 2 Введен Федеральным законом от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-nalogooblozhenie-neftegazovoi-otrasli-rossii-izmeneniya-s-2018-goda

Налогообложение нефтяной отрасли

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является плодом налоговой реформы, осуществленной в период 2000 — 2002 гг. В связи с тем, что в этом налоге весьма характерно проявились как положительные, так и отрицательные стороны новой налоговой реформы, на его примере можно рассмотреть влияние основных посылов самой реформы на развитие сырьевых отраслей экономики России. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. были отменены три других налога: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы, которые ранее в структуре ресурсных платежей занимали около 80%. Подобная замена одним налогом трех других имела свои плюсы и минусы.19. с. 18 Целью введения единого налога было максимальное упрощение для государства сбора налогов. Была выбрана наиболее простая схема учета налоговой базы: по нефти и природному газу в зависимости от физического объема добываемого ресурса, по другим природным ископаемым — на основе адвалорной ставки (процент от реализационной стоимости добытого природного ресурса). По мнению законодателей, новый налог должен был, прежде всего, компенсировать недобор налогов из-за того, что нефтяные и ряд других компаний, применяя трансфертные цены, продавали свою продукцию дочерним структурам по заниженным ценам. С вводом НДПИ проблемы трансфертных цен частично устранялись, так как отныне ставка налога, например по нефти, одновременно жестко привязывалась к физическому объему добываемого ресурса и мировой цене на него. По другим видам сырья налог стал взиматься с суммы выручки на внутреннем и внешних рынках. При этом выручка на внешних рынках пересчитывалась в рубли по официальному курсу с исключением из нее таможенных пошлин и расходов по доставке ресурса до получателя. НДПИ по нефти складывается из базовой ставки в рублях за тонну, помноженной на коэффициент, который учитывает изменение мировых цен на нефть и валютного курса рубля к доллару. В 2002 — 2003 гг. базовая ставка составляла 340 руб/т при коэффициенте (Кц) в 1,8 в 2002 г. и 2,0 в 2003 г.; в 2004 г. — 347 руб/т при Кц в 2,6, в 2005 — 2007 гг. — 419 руб/т при Кц в 2005 г. — 3,9 и в 2006 г. — 5,1. 19. с. 20 Следует отметить, что после введения этого налога платежи по нему уже в 2002 г. по сравнению с 2001 г. в целом, например, по топливным отраслям, возросли в 2,7 раза — с 99,3 до 270 млрд руб., в том числе по нефтедобывающей отрасли соответственно в 3,3 раза — с 72,3 до 236,5 млрд. руб. (табл. 1). 19. с. 20 Таблица 1 Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по НДПИ в динамике по годам, млрд. руб.

Показатель Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Все поступления по стране 18,5 133,4 305,9 354,0 535,5 928,7
В том числе:
топливная промышленность 10,8 99,3 270,9 315,5 483,4 867,0 1090,7
В том числе:
нефтедобыча 9,2 72,3 236,5 292,6 420,5 758,2 986,6
нефтепереработка 0,1 0,5 2,5 0,8 0,6 17,0
газовая 1,0 18,1 28,1 18,7 57,6 79,2 90,5
угольная 0,2 3,6 3,2 3,3 4,4 5,0 5,1
Читайте также:  Склады нефти и нефтепродуктов. требования пожарной безопасности

Однако, заботясь о пополнении бюджета, государство создало и новые серьезные проблемы. Действительно, платежи в бюджет по налогу многократно возросли, но при этом в развитии особенно топливных отраслей стали возникать трудности.

Так, один из замененных НДПИ платежей — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы — носил целевой характер и обязывал по закону государство и разработчиков природных ресурсов расходовать подобные отчисления строго на геолого-разведочные работы и пополнение промышленных запасов. С введением НДПИ таких отчислений не стало, государство перестало выделять средства на проведение данных работ, а разработчики резко сократили их финансирование.

С отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геолого-разведочных работ, например в основных нефтегазодобывающих регионах России, уменьшились в 1,5 — 1,8 раза, что постепенно привело к существенному падению промышленных запасов нефти и природного газа.

Если в 2001 г. общий объем финансирования геолого-разведочных работ на нефть и газ составлял 46,2 млрд руб., то уже в 2002 г. он сократился до 31,8 млрд руб., или на 31,2%. Одновременно сократились и объемы разведочного бурения. Все это не могло не сказаться на пополнении запасов нефти. 19.

с. 22

В частности, прирост промышленных запасов нефти, включая газовый конденсат, в 2002 г. составил 70% от добываемого количества, в 2004 г. — 52%, в 2005 г. — 61%. По природному газу ситуация более благоприятная, но в последние годы тоже наблюдается отставание по приросту промышленных запасов от добычи.

По оценкам специалистов, если такие соотношения в наращивании запасов добычи углеводородного сырья сохранятся в ближайшие годы, то уже к 2011 — 2012 гг. Россия может столкнуться с абсолютным падением добычи нефти и природного газа.

Необходимо отметить, что в условиях Советского Союза отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы полностью поступали в бюджет государства и тратились строго по своему целевому назначению. С началом перестройки в России этот порядок был изменен — хозяйствующим субъектам было разрешено оставлять подобные отчисления на своем балансе.

По своей специфике платежи на воспроизводство природных ресурсов, особенно в отношении нефти, природного газа и некоторых других ископаемых, можно в значительной мере приравнять к своеобразным амортизационным отчислениям.

В обрабатывающей промышленности одним из предназначений амортизационных отчислений является восстановление основных фондов в процессе их износа.

Аналогичную функцию, но только по восстановлению запасов полезных ископаемых, играют платежи на восстановление природных ресурсов.

На их сходство с амортизационными отчислениями указывает еще и то, что они, как и амортизация, признаются средствами целевого назначения, включаются в состав издержек и не облагаются налогом на прибыль.

Можно сказать, что, отменив перечисления платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в централизованный фонд государства в связи с вводом НДПИ и разрешением оставлять эти средства на балансе разработчиков природных ресурсов с одновременной отменой контроля за их расходованием, Правительство РФ тем самым само санкционировало бесконтрольность в данной сфере и непроизвольно обострило положение с обеспеченностью запасами природных ресурсов.

Данная ситуация в значительной мере напоминает положение, сложившееся в целом по всей амортизационной политике, проводимой сегодня в нашей стране, где амортизационный фонд при запредельной изношенности основных фондов примерно в объеме 30 — 40% тратится не на их обновление, а идет на личные нужды руководителей предприятий.

Наряду с отменой платежей в централизованный фонд государства, с введением НДПИ была ликвидирована дифференциация налогов, игравшая важную стимулирующую роль.

Налог стал единым для всех месторождений одного вида ресурса.

Тогда как ранее, например, размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально.

Взимаемые платежи за пользование недрами вводились Правительством РФ тоже по каждому месторождению в отдельности. Окончательно размеры этих платежей фиксировались при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям обеспечивался достаточно широкий спектр льгот в зависимости от качества месторождений.

Ставки акцизов при добыче нефти также некоторое время были различными для разных месторождений — от 10 до 100 руб./т. Но с 1 января 2001 г. для всех нефтедобывающих организаций была установлена единая ставка в 55 руб./т, просуществовавшая всего один год. 19. с. 25

В целом можно отметить, что для системы ресурсных платежей, действовавших до 2002 г., было характерно следующее.

Размер платежей за пользование недрами рассчитывался с учетом экономико-географических условий, размера участка полезного ископаемого, его количества и качества, продолжительности работ, степени изученности территорий, горнотехнических условий освоения месторождения и степени риска.

Значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что в заметной степени стимулировало разработку природных ресурсов на относительно малорентабельных месторождениях.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы носили целевой характер и направлялись исключительно на ее расширение, в том числе и путем передачи части их добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологоразведке.

Подытоживая результаты введения единого налога по ресурсным платежам, можно утверждать, что государство, решив проблему пополнения бюджета, создало целый ряд других проблем, которые активно начнут проявлять себя уже в ближайшие годы, особенно в нефтегазовой отрасли.

В то время как рентабельность любого месторождения значительно варьируется в зависимости от сроков его разработки, геологических особенностей, размеров, удаленности от дорог и других естественных параметров, НДПИ является единым и не учитывает всех условий, а это — грубейшее нарушение экономических законов.

Следовательно, налог, не принимающий во внимание особенности месторождений полезных ископаемых, бьет, прежде всего, по тем из них, которые располагают худшими условиями их разработки, и многие из них автоматически стали переходить в разряд нерентабельных и закрываться. И, конечно, НДПИ подталкивает разработчиков природных ресурсов к расточительной отработке лучших месторождений и не стимулирует наращивание обеспеченности добычи промышленными запасами.

По мнению ведущего российского ученого по рентным отношениям Ю.В. Яковца, введение с 2002 г.

единого налога на добычу полезных ископаемых не только экономически безграмотно, но и весьма опасно для будущего минерально-сырьевого комплекса страны — ликвидируется самостоятельный канал финансирования государством геолого-разведочных работ, прирост добычи обгоняет прирост запасов; фактически происходит скрытая и даровая приватизация недр в пользу нефтяных олигархов, разворовывающих лучшие месторождения. 13. с. 33

Наряду с негативным влиянием на развитие минерально-сырьевого комплекса введение НДПИ привело к еще одной серьезной проблеме — нарастанию относительного сокращения поставок сырья для внутреннего рынка страны.

Во-первых, это связано с тем, что ставки по НДПИ являются едиными безотносительно того, поставляется минеральное сырье на внутренний или внешние рынки.

Во-вторых, в нашей стране сохраняется довольно существенный разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами на сырьевые товары. Данный разрыв в последние годы в связи со всеобщим ростом мировых цен на большинство сырьевых товаров постоянно увеличивается.

Так, например, по нефти в 2002 г. расхождение между средними внутренними и внешнеторговыми ценами составляло 2933 руб./т, а к 2007 г. оно возросло до 7096 руб./т (табл. 2).

Следовательно, при единой ставке НДПИ эффективность продаж сырья на внешних рынках многократно превышает при поставках его на внутренний рынок.

По нефти положение усугубляется еще и тем, что базовая ставка НДПИ постоянно корректируется в связи с ростом мировых цен на нефть и изменением валютного курса рубля. За 2002 — 2006 гг. эта ставка возросла в 3,5 раза — с 612 руб/т до 2136,9 руб/т (табл. 2).

Таблица 2 Влияние налога на добычу нефти (НДПИ) при поставках ее на внутренний и внешний рынки

Показатель Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Общий объем добываемой нефти, млн т 323,5 348,1 379,6 421,3 459,3 459,1 463,8
Доля нефти, поставляемой на внутренний рынок, % 55,2 53,5 50,3 46,9 43,9 45,0 46,7
Доля нефти, поставляемой на внешний рынок, % 44,8 46,5 49,7 53,1 56,1 55,0 53,3
Средняя цена нефти на внутреннем рынке, руб/т 1 546 1 504 1 929 2 065 3 246 4 812 4 434
Средняя цена нефти на внешних рынках, руб/т 5 066 4 714 4 862 5 118 6 280 9 280 11 530
Общая выручка на внутреннем рынке, млрд руб. 276,0 279,0 368,2 407,8 655,0 994,2 959,5
Общая выручка на внешнем рынке, млрд руб. 734,6 763,3 917,5 1 145,4 1 617,7 2 343,2 2 762,1
Ставка налога, руб/т 340,0 340,0 347,0 419,0 419,0
Поправочный коэффициент на рост мировых цен и изменение валютного курса рубля 1,8 2,0 2,6 3,9 5,1
Общая ставка НДПИ, руб/т 612,0 680,0 902,2 1 634,1 2 136,9
Общие выплаты по НДПИ, млрд руб. 236,5 292,6 420,5 758,2 986,3
в том числе: при поставках на внутренний рынок 118,9 137,3 184,6 341,2 460,6
при поставках на внешние рынки 117,5 155,3 235,9 417,0 525,7
Доля НДПИ от выручки на внутреннем рынке (12 : 6), % 32,3 33,7 28,2 34,3 48,0
Доля НДПИ от выручки на внешних рынках (13 : 7), % 12,8 13,5 14,6 17,8 19,0

Источник: https://studwood.ru/1410388/finansy/nalogooblozhenie_neftyanoy_otrasli

Ссылка на основную публикацию