Нефть китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты

Нефть Китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты

Не успела цена сырой нефти хотя бы немного подняться вверх стараниями стран-членов OPEC, заморозивших ее добычу до 2020 года, как по ней был нанесен очередной удар.

В Китае обнаружилось крупнейшее нефтяное месторождение, запасы которого, согласно предварительным оценкам геологов, могут составить более одного миллиарда тонн, передает сегодня, 1 декабря, государственное китайское информагентство «Синьхуа».

Стоит отметить, что искали его китайские специалисты достаточно долго — более 10 лет. Предположения геологов в итоге оказались верными: пробное бурение у озера Маху в Синьзян-Уйгурском автономном округе полностью подтвердило наличие огромных запасов нефти.

— К настоящему времени разведанные запасы месторождения составляют около 1,24 миллиарда тонн, из которых 520 миллионов тонн являются доказанными, — говорится в сообщении китайской государственной геологической службы. — Это достаточно крупное конгломератное месторождение нефти по сравнению с другими аналогичными месторождениями мира.

Напомним, что Китай на сегодня является одним из крупнейших импортеров нефти на планете, чему способствует его огромное население, повальная автомобилизация и развитая химическая промышленность.

Закупают «черное золото» китайские предприятия, в основном, в Саудовской Аравии и России, однако собственное месторождение позволит получить доступ к гораздо более дешевому сырью.

А уход с мирового нефтяного рынка столь крупного покупателя неизбежно вызовет на нем очередное серьезное падение цен.

Открытие китайских геологов стало уже третьим за последнее время гвоздем в крышку гроба надежд российских экономистов, все еще рассчитывающих на возвращение нефтяных цен к докризисному уровню.

Так, в ноябре власти Мексики объявили об открытии на территории штата Веракрус месторождения нефти, запасы которого составляют порядка 1,5 миллиарда баррелей. А Национальная геологическая служба США год назад отрапортовала об обнаружении в штате Техас огромной нефтегазовой формации Wolfcamp.

Извлекаемые запасы сланцевой нефти там составляют более 20 миллиардов баррелей, а природного газа — порядка 543 миллиарда кубометров.

Нефть Китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты

Источник: https://maxpark.com/community/politic/content/6108249

Экономическая целесообразность разработки месторождений высоковязких нефтей в России и в Китае



В статье рассматривается состояние рынка битумов в России и в Китае, проводится сравнительный анализ его эффективности, предлагаются рекомендации по повышению эффективности разработки битумных месторождений в РФ.

Ключевые слова: нефть, битум, налогообложение, экономика Китая

В структуре запасов РФ в последние годы увеличилась доля трудноизвлекаемых, в том числе тяжелых высоковязких, нефтей и природных битумов. По данным экспертов, мировые запасы тяжелых нефтей составляют более 810 млрд тонн. Геологические запасы высоковязкой и тяжелой нефти в России достигают 6–7 млрд т (40–50 млрд баррелей) [3].

Битумы (от лат.

bitumen — горная смола) — твердые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и гетероорганических соединений разнообразного строения, в основном не выкипающую при температурах перегонки нефти. Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле и др. органических растворителях. Плотность битумов колеблется в диапазоне 0,95–1,50 г/см3.

Битумы классифицируются на естественные (образующиеся при нарушении консервации залежей нефти в результате химического и биохимического окисления (например, асфальты, кериты, мальты и др.)) и искусственные (остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу они сходны с природными битумами).

Региональная структура рынка битумов сложилась еще при СССР, когда были построены крупнейшие НПЗ. Лидерами по их производству являются Приволжский и Центральный ФО, Европейская часть России обеспечивает почти 90 % выпуска этой продукции.

Основные рынки потребления расположены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Такая концентрация производства и сбыта приводит к возникновению дефицита битумов при реализации крупных проектов на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири.

Объем добычи тяжелой нефти и битумов в России пока остается низким. Одна из причин — большие затраты на добычу и транспортировку. Себестоимость добычи тяжелой нефти в несколько раз выше, чем при добыче нефти из традиционных залежей.

По данным Минэнерго, себестоимость добычи барреля нефти в РФ составляет в среднем около 2 долларов, а тяжелой нефти — 20 долларов. Вторая, не менее важная причина — недостаточное развитие технологий освоения подобных залежей и ее переработки.

Высокое содержание серы и смолистых веществ (свыше 2 %) сокращает срок работы оборудования на НПЗ.

Тяжелую нефть после очистки можно использовать в химической промышленности — для производства клеев и пластиков различного назначения.

В развитых странах (Канада, Япония) ванадий полностью получают из тяжелых высоковязких нефтей, в США более 80 % ванадия извлекается из нефти.

В России эти ценные компоненты, как правило, безвозвратно теряются в виде токсичных выбросов, наносящих ущерб окружающей среде. Потери ванадия в добываемых тяжелых нефтях превышают 5 тыс. тонн в год, что составляет примерно треть ежегодной добычи в стране.

Одно из самых перспективных направлений в использовании битумов — дорожное хозяйство. Но этот рынок является дефицитным. На сегодняшний день потребность отрасли в битумах, которые получают из фракций обычной и тяжелой нефти, составляет более 2,5 млн т.

В ближайшее время ожидается рост спроса на продукт на 10–15 % ежегодно. Т. е. объем использования битума может достичь 9–10 млн т.

Согласно планам правительства, к 2018 году надо привести в нормативное состояние 85 % федеральных автомобильных дорог (сейчас в таком состоянии находится только 47 % из них).

Учитывая, что около 90 % трасс с усовершенствованным покрытием имеет именно асфальтово-бетонное покрытие, спрос на битум должен существенно возрасти [2,с.1]. Кроме того, перспектива освоения природных битумов становится все более актуальной в связи с возможностью получения из них энергоносителей, альтернативных топочному мазуту и природному газу.

  • Динамика производства битума в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом падением (таблица 1).
  • Таблица 1
  • Объем производства битума в 2010–2015 гг*. Источник: данные Росстата, [1], [2;2]
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Объем производства, тыс. тонн 4636 5393 6097 6142 5747 6142
Темп роста в % 116 113 101 94 107
Объем производства, млн. руб. 33770 48920 61695 60762 54854 40763
Темп роста в % 145 126 98 90 74

Из таблицы видно, что в натуральном выражении объем производства битума в России увеличивается (хотя и небольшими темпами). В стоимостном же выражении объем производства значительно сократился. Дело в том, что цена битума напрямую зависит от цен на нефть.

Снижение последней и повлияло на результат исследования. Кроме того, на рынке битумов увеличивается предложение, что также не может не сказаться на цене.

Добавим, что за январь-апрель 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 50 % ниже прошлого показателя.

Ряд российских нефтегазовых компаний в последние годы реализуют пилотные проекты по добыче природных битумов. Наиболее активно разработка битума ведется в Республике Татарстан на Ашальчинском месторождении. Разработка месторождения ведется уже несколько лет и стала рентабельной лишь после введения нулевой ставки НДПИ и льготной экспортной пошлины (90 %) на сверхвязкую нефть.

Для реализации инвестиционных проектов по добыче и переработке тяжелой нефти необходимо использование дорогостоящих технологий и современных методов повышения нефтеотдачи. В основном, все российские компании получали их из-за рубежа.

В ситуации введения санкций со стороны Запада и падения цен на нефть эта проблема стоит сейчас очень остро. Без внедрения новых методов и технологий разработка битумных месторождений практически невозможна.

Кроме того, при действующей системе налогообложения, она, как правило, убыточна.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации интересным и наиболее передовым опытом для России являются разработки специалистов Китая.

Доля нефти и газа в энергетическом балансе Китая составляет лишь 25 %; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире — 2 т. Поэтому китайские компании осознанно идут на риск и активно ведут разработку именно тяжелой нефти.

Китай является вторым в мире производителем и потребителем битума, после США. Производство битума в стране в 2015 году достигло 22,5 миллионов тонн. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2007 году.

В течение периода 2007–2015 годов производство битума испытывало на себе влияние экономического кризиса 2008 года и борьбы с инфляционными рисками 2011 года, но в целом динамика производства, подкрепляемая активным строительством дорожной инфраструктуры битума, положительная.

Строительство инфраструктуры, а также активное жилое строительство в течение двух десятков лет в несколько раз увеличили потребление и производство битума.

На ранних этапах развития недостаток технологий, а позже сырья и внутренние системные ограничения привели на рынок Китая иностранных экспортёров битума, в первую очередь из стран Северной и Юго-Восточной Азии.

За 20 лет с 1995 по 2014 годов вдоль морского побережья Китая были построены терминалы для приёма битумных танкеров и танки для хранения горячего битума. Все эти меры позволили удовлетворить растущий спрос на битум в Китае.

Сравним потребление битумов в Китае и РФ.

Нефть Китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты

Рис. 1. Потребление битумов в РФ и КНР, млн тонн

Потребление битумов в Китае за последние несколько лет неуклонно растет. В России же в силу несовершенства законодательства и нехватки средств и технологий, производство битумов неуклонно сокращается. Разрыв между производством и потреблением в РФ компенсируется за счет импорта.

Структура потребления битумов по странам выглядит следующим образом.

В России 90 % битумов идет на дорожные работы, на прочие нужды — лишь 10 %.

Читайте также:  Экономика переработки: мировое потребление нефти и газа

В Китае 76 % занимает дорожное строительство, 11 % производство гидроизоляционных материалов, остальное делили между собой строительство аэропортов, строительство гидроэлектростанций, коксование и использования битума в качестве наполнителя для судового топливо. В Китае действуют высокие акцизы на горючее, поэтому наблюдается практика использования битума в качестве наполнителя для судового топлива.

В настоящее время в Татарстане ведется совместная научная работа со специалистами Китая по разработке месторождений тяжелой нефти. Ученые КФУ начинают совместные работы со специалистами фирмы PetroChina по вопросам мониторинга процессов внутрипластового горения и паротеплового воздействия на месторождения, созданию 3D-моделей.

Сейчас китайцы для транспортировки смешивают тяжелую нефть с дизельным топливом, причем все это делается при высоких температурах, что не очень выгодно экономически. Поэтому разработки специалистов университета по использованию внутри пласта сравнительно недорогих катализаторов их впечатлила.

Более того, китайские нефтяники готовы предоставить объекты для пилотных испытаний.

Российские производители битума, обладающие преимуществом прямого географического выхода на Китай и большими запасами собственной тяжелой нефти, имеют возможность занять достойное место на рынке битумов Китая.

Однако для этого необходимо улучшить качество российского битума. Российские стандарты битума не соответствует китайским нормам, а качество российского битума уступает корейскому и сингапурскому.

Экономический кризис в России привел к сокращению внутреннего спроса на битум и к стремлению производителей продавать битум на экспорт.

В целях повышения эффективности разработки битумов и их транспортировки, необходимы следующие меры. Во-первых, необходимо законодательно установить определение битума в экономической и налоговой документации.

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, налогообложение добычи сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа*с (в пластовых условиях), производится по нулевой налоговой ставке.

Вместе с тем данная налоговая льгота не распространяется на добычу битумов, вязкость которых значительно выше, чем у сверхвязкой нефти [4]. Следовательно, такие месторождения не попадают под льготы. Что делает их разработку практически невозможной.

Во-вторых, снижение или отмена экспортной пошлины на битум могло бы улучшить конкурентоспособность российского битума в мире и в частности в Китае.

Для стимулирования разработки битумных месторождений необходимо изменить существующую схему налогообложения, предоставив дополнительные льготы по основным нефтяным налогам для соответствующих месторождений.

Введение налога на финансовый результат от добычи нефти мог бы способствовать разработке неэффективных и проблемных запасов нефти, что позволило бы в перспективе увеличить объемы добычи в Российской Федерации и, как следствие, налогооблагаемую базу.

Льготное налогообложение необходимо также ввести для НПЗ, работающих с битумами. Так как переработка значительно сокращает срок службы оборудования, предлагаем введение ускоренной амортизации.

В-третьих, предстоит решить проблемы, связанные с логистикой. В восточной части России находится 3 НПЗ, но для производства качественного продукта для Китайского рынка необходима глубокая модернизация производства. Современные и уже поставляющие битум на экспорт, в том числе Европу, производства находятся в Западной части России.

Доставка продукции из западной части России значительно дольше и дороже, чем у конкурентов в Азии. В 2015 году крупная китайская корпорация Baoli объявила о планах инвестировать 50 млн долларов в строительство завода битумов на базе Хабаровского НПЗ с прицелом на экспорт в Китай и страны АТР.

Если этот проект будет реализован, то это станет первым в России примером организации производства битума специально для рынка АТР, правда под китайским управлением.

Литература:

  1. Состояние рынка битума Китая в 2015 году и перспективы экспорта российского битума в Китай // http://kg-vostok.com/research/chinesebitumen2015
  2. Битум: изгой нефтепереработки // Нефтегазовая вертикаль. — 2015. — № 3. — с. 1–6
  3. Тяжелая нефть // Все о нефти. URL: http://vseonefti.ru (дата обращения: 9.02.2017)
  4. Налоговый Кодекс РФ. Часть 2

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, тяжелая нефть, Россия, битум, производство битума, РФ, российский битум, потребление битумов, нефть, объем.

Источник: https://moluch.ru/archive/140/39515/

В китае найдено месторождение нефти с запасами более миллиарда тонн

Нефть Китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты

В Китае впервые за много лет обнаружено крупное нефтяное месторождение. Удача улыбнулась компании Xinjiang Oilfield – региональному подразделению нефтегазового гиганта PetroChinа. Крупные запасы нефти были обнаружены в Джунгарском бассейне в районе озера Ма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Речь идет об геологических запасах сырья на 1,24 млрд тонн. Доказанные запасы, по данным PetroChinа, составляют 520 млн тонн.

Это больше, чем у месторождений Хэмлок в США (штат Аляска) и бразильского нефтегазоносного бассейна Кампус (акватория Атлантического океана), подчеркивает геолог Xinjiang Oilfield Тан Юн.

По его словам, в результате геологоразведки возле озера Ма были получены данные о том, что в данном районе есть потенциал для обнаружения еще как минимум одного месторождения с запасами свыше 1 млрд тонн. Для Китая эти открытия – масштабное событие.

КНР несколько десятилетий ведет собственную добычу нефти и в 70-е годы прошлого века даже экспортировал углеводороды в Японию, Вьетнам и КНДР. Но точных данных о запасах нефти в КНР нет.

По официальной оценке китайских властей, на территории страны находится 5,3 млрд тонн доказанных нефтяных запасов, на шельфе Тихого океана – еще порядка 4 млрд тонн.

Основная добыча – примерно 2,2 млн тонн нефти в год – ведется на северо-востоке страны.

Крупнейшим по запасам считается Дацинское нефтегазовое месторождение, расположенное в провинции Хэйлунцзян. Разведанные запасы обнаруженного в 1959 году месторождения оценивались в 5,7 млрд тонн.

В последние годы собственное производство нефти в КНР падает. В 2016 году объем добычи в Китае сократился на 7% и составил порядка 4 млн баррелей в сутки. Аналитики и эксперты прогнозировали, что спад объемов извлечения углеводородов в КНР в этом году продолжится примерно в тех же параметрах из-за сокращения дебита на зрелых месторождениях и снижения инвестиций в разведку новых.

Еще в начале года Bloomberg отмечал, что Китай лидирует по снижению добычи нефти во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По прогнозам Wood Mackenzie, добыча нефти во всем регионе к 2020 году упадет примерно на 1 млн баррелей — до 6,5 млн баррелей в сутки, при этом 47% снижения придется на Китай.

  • По мнению экспертов, эта позитивная новость для КНР, но она существенно не изменит расклад на мировом рынке нефти, и Китай не сможет существенно сократить импорт углеводородов.
  • Разработка такого месторождения займет годы, и на пике оно будет добывать не более 1% от общемирового объема добычи, что эквивалентно одному году роста потребления, отмечает старший аналитик «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Таченников.
  • С такой оценкой соглашается и старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов.
  • Для страны открытие такого большого нефтяного месторождения с доказанными запасами 520 млн тонн значит, что в течение ориентировочно 40-50 лет они смогут добыть примерно 156 млн тонн или 1 110 млн баррелей нефти, отмечает аналитик.

Соответственно можно предположить, что если в течение 4-6 лет данное месторождение будет введено в эксплуатацию, то потребность в импорте будет снижаться на величину годовой добычи до 100 тыс.

баррелей в день, в зависимости от применяемых методов интенсификации добычи: в общей сумме нефтяного импорта Китая — около 8 млн баррелей в день — эта цифра составляет чуть более 1%, добавляет эксперт.

Китай – это регион с высокой себестоимостью добычи, поэтому реализация такого проекта во многом зависит от конъюнктуры,обращает внимание Таченников.

По некоторым оценкам до 2025 года спрос на нефть в Китае может увеличиться до 12-14 млн баррелей в день. На фоне этой цифры добыча нефти с этого месторождения кажется не существенной, добавляет Малов.

Сейчас КНР является вторым по величине в мире импортером сырой нефти. По данным таможенной статистики КНР, страна в январе-сентябре 2017 года импортировала 320 млн т сырой нефти, что на 12,2% больше, чем за январь-сентябрь 2016 г. При этом поставки из РФ в Китай за этот период составили 45 млн тонн (на сумму $17,28 млрд).

Объем импортируемых Китаем нефтепродуктов по итогам января-октября 2017 года также вырос на 4,7% относительно аналогичного периода прошлого года – до 24,35 млн тонн.

В Минэкономразвития ранее отмечали, что Китай в 2017 году может обогнать США по объему импорта нефти.

Источник: https://chinarussia.info/2017/12/01/v-kitae-najdeno-mestorozhdenie-nefti-s-zapasami-bolee-milliarda-tonn/

Добыча нефти в Китае достигла пика?

Добыча нефти в Китае

Добыча нефти в Китае в 2015г, вероятно, достигла пиковых значений. В будущем нефтяную отрасль КНР может ожидать период долгосрочного снижения производства

Written by: global-finances.ru

  • Нефть Китая: запасы нефтяного месторождения, нефтепродукты
  • Добыча нефти в Китае в 2015г, вероятно, достигла своего пика.
  • Ее среднесуточное производство составило тогда 4,3 миллионов баррелей.
  • Теперь же, по данным The Wall Street Journal, нефтяную отрасль КНР может ожидать период долгосрочного снижения производства.
  • Как следствие – Поднебесной придется увеличивать импорт «черного золота», чтобы обеспечить растущий спрос внутри страны.
  • А это, в свою очередь, способно оказать существенное влияние на глобальные рынки, включая мировые цены на энергоресурсы.
  • Эксперты отмечают, что нефть в Китае не покрывает внутренних потребностей.
  • Старые нефтяные месторождения на территории страны более не способны обеспечить наращивание ее добычи.
  • Более того, серьезное падение цен на «черное золото» подтолкнуло госкомпании КНР закрыть низкорентабельные скважины.
  • В результате значительно обострилась конкурентная борьба китайских нефтяных гигантов (PetroChina, CNOOC, China Petroleum & Chemical) с зарубежными корпорациями за источники сырья и клиентов.
  • Не исключено, что наступает переломный момент.
Читайте также:  Качество нефтепродуктов: требования к качеству, лаборатория

Так, в 1 полугодии 2016г. добыча нефти в Китае сократилась почти на 5% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

А уже в июле данный показатель упал на 8% – до 16,72 миллионов тонн (или 3,95 млн. баррелей в сутки).

Это – минимум за последние пять лет.

В то же время, за январь-июль т.г. импорт нефти в КНР возрос на 12,1% – до 217,6 миллионов тонн.

  1. Ее основными поставщиками стали Саудовская Аравия, Россия, Ангола.
  2. Таким образом, власти Поднебесной стремятся обеспечить энергетическую независимость страны, являющуюся приоритетным направлением в концепции национальной безопасности.
  3. Мировые запасы нефти
    Крупнейшие страны – экспортеры и импортёры нефти
    Соглашение ОПЕК по сокращению добычи нефти

Источник: http://global-finances.ru/dobyicha-nefti-v-kitae/

Добыча нефти в Китае. Месторождение ДАЦИН

Министерство образования 
и науки российской федерации

Российский Государственный 
Университет нефти и газа им. И.М. Губкина

  • Кафедра международного нефтегазового бизнеса
  • Доклад на тему:
  • «добыча нефти в 
    Китае. Месторождение ДАЦИН»
  • Выполнили: Проверил:

Студенты гр. ВММ-12-02 Голованова  А.Е.

Новикова Т.Е.

  1. Гацаев Р.
  2. Москва
  3. 2013
  4. Нефтедобыча и потребление 
    нефти в КНР

Несмотря на то, что Китай 
– одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления 
энергоносителей в нем очень 
отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире – 2 т. 

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для 
нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в 
нетто–импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР.

  Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах 
нефти в КНР до недавнего времени 
относились к категории государственной 
тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных.

Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись.

Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают. 

Доказанные запасы нефти 
в Китае в 2000 году оценивались 
в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе. 

Потенциальные запасы нефти 
выросли за 30 лет в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет). 

В настоящее время Китай 
производит около 160 млн. т. нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн. т., в основном из Омана.

Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн. т.

, тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году. 

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам.  Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались:  если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году — всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов 
в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км.  Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км. 

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей 
и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун).

Потенциальные запасы нефти 
на шельфе Южно-Китайского моря (на который 
претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд. т .

В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн. т. нефти, в 1996 году — около 15 млн т, в 1997 году — 16,2 млн. т.

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году — 11,8 млн. т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн. т.

, однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд. т.

) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов. 

Итоги на сегодня:

Собственных ресурсов Китаю 
не хватает. И хотя руководством постоянно 
отмечается,что страна почти полностью обеспечивает себя и импортирует лишь 6% от необходимого объема, для нефти показатели значительно больше названного значения19. Так, если в 1998 г. зависимость Китая составила 23%, в 2003 г.

– 37%, то сейчас более половины потребностей в нефти покрывается за счет импорта20. В 2006 г. Китай импортировал 138,84 млн т нефти – на 16,9% больше, чем в 2005 г.21. По долгосрочным прогнозам МЭА, в 2030 г. Китай будет потреблять 13,3 млн баррелей ежедневно, из них придется импортировать порядка 10 млн.

Таким образом, зависимость возрастет до 74%

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована 
и находится под жестким контролем 
государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех 
существовавших тогда государственных 
компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР 
занимаются:

— Китайская национальная 
нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC).

В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998).

В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

— Китайская национальная 
морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

— Китайская нефтехимическая 
корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы — 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

  • В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом
  • Специализированные компании
  • Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными 
    целями:
    • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
    • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
    • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
    • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
    • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
    • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

Законодательство в сфере 
нефте — газодобычи

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления 
в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

    • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
    • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
    • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
    • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
    • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
    • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993). 

Наличие достаточно хорошо разработанной 
правовой базы позволяет иностранным 
компаниям успешно работать в 
Китае. К началу 1998 года было подписано 
более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря.

Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) — 51% акций, Amoco Orient Pertoleum — 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum — 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа — месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р.

Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation — 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. — 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения — Хуэйчжоу в дельте р.

Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа 
строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим 
объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) [7, 8].

В строительстве принимают участие иностранные компании – Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui.

В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Читайте также:  Фракция нефти и нефтепродуктов: методы и приборы для определения, фракции после переработки нефти

Международные отношения

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти 
Китай импортирует из Омана, с 
которым заключен ряд долгосрочных соглашений.

Однако КНР не может 
устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии.

Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений. 

В соответствии с Генеральным 
соглашением между Министерством 
энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской 
Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода.

Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть — 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань.

В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай.

Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная – 40 млн т). 

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито 
на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь – 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу — Алашанькоу (КНР) – 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено 
рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО 
были приостановлены.

К очевидным преимуществам 
проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак.

В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год.

К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины.

Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья. 

Наблюдатели подчеркивают, что 
китайская сторона пока считает 
проект в целом неэффективным, и 
Казахстан вынужден считаться с 
этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную.

Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ.

Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ – Тюменской нефтяной компанией.

Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% [34].

Источник: http://turboreferat.ru/geology/dobycha-nefti-v-kitae-mestorozhdenie/282952-2046130-page1.html

Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов (стр. 1 из 3)

  • Российский государственный торгово-экономический университет
  • Институт (факультет)
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • по дисциплине «Мировая экономика»
  • Тема: Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов
  • Работу выполнила студентка
  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • Научный руководитель:
  • Новосибирск, 2009
  • Содержание
  • Введение
  • 1. Мировые запасы нефти
  • Проблемы нефтедобывающих регионов
  • Обустройство месторождения
  • Эксплуатации месторождений
  • Ликвидация выработанных нефтепромыслов
  • Транспортировка сырой нефти
  • Переработка сырой нефти
  • Перевозка нефтепродуктов
  • Сбыт и потребление нефтепродуктов
  • 2. Особенности ценообразования на нефтепродукты
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Нефтяная промышленность сегодня — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Сырая нефть — самое продаваемое сырьё в мире. Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: доля ее в общем потреблении энергоресурсов составляет 48%. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается с каждым годом.

Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо: несмотря на то, что в своем эволюционном развитии, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники), все же главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы — нефть.

Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики, а так же является составной частью топливно-энергетического комплекса — многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

  1. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.
  2. Целью нашей работы является рассмотрение нефтяной промышленности а так же её роли в мировой экономике. Перед нами была поставлена задача изучить:
  3. мировые запасы нефти;
  4. проблемы нефтедобывающих регионов;

особенности ценообразования. .

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в ближайшем будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не изменится. Ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения очередного энергетического кризиса.

1. Мировые запасы нефти

Необходимым условием для осуществления масштабных долгосрочных инвестиций в нефтедобывающую промышленность при условии благоприятных перспектив спроса на нефть на мировом рынке является наличие соответствующих геологических запасов нефти, как в конкретном регионе, так и в мире в целом.

Оценка геологических запасов нефти в земных недрах всегда носит приблизительный характер.

Точность ее зависит от множества причин и прежде всего от степени геологической изученности территории, масштабов уже проведенных поисково-разведочных работ, критериев и методов, применяемых при обработке полученных результатов полевых исследований, а также нередко от общеэкономических, политических и даже социальных факторов, подчас вынуждающих отдельные фирмы и даже страны публиковать намеренно завышенные или, напротив, заниженные оценки имеющихся у них запасов природного сырья.

Необходимые масштабы геолого-поисковых и разведочных работ определяются в первую очередь неуклонно растущей потребностью в нефти, долговременной динамикой мировых цен на нефть, а также, естественно, наличием соответствующих месторождений, а в последние десятилетия — чрезвычайно быстрым развитием новых более эффективных технологий их разведки и последующей добычи нефти.

Используемый в международных источниках термин «достоверные запасы» для всех стран, кроме СНГ, определяет выявленные геологические запасы, которые могут быть извлечены из недр при соответствующих мировых ценах на нефть и уровне используемой технологии, то есть при условии, что их добыча экономически будет оправданна. По иному оцениваются запасы в странах СНГ, где, как правило, приводятся данные о «разведанных запасах» без учета какой-либо экономической составляющей.

Обеспеченность страны геологическими запасами тех или иных полезных ископаемых, в том числе и нефти, наиболее часто оценивается количеством лет, в течение которого эти запасы могут быть исчерпаны при уже достигнутом уровне добычи.

Следует, однако, отметить, что этот в принципе очень важный показатель имеет не статический характер, фатально определяющий срок полного исчерпания природных запасов в той или иной стране или в мире в целом, а динамический, характеризующий соотношение степени реальной геологической изученности соответствующей территории и месторождений, с одной стороны, темпов и объемов добычи полезного ископаемого год от года в перспективе — с другой.

Приведенные выше факторы предопределяют подчас существенные расхождения в оценке статистических показателей о фактических геологических запасах нефти, публикуемых в различных международных и национальных изданиях.

Анализ этих источников позволяет утверждать, что наиболее достоверные и полные статистические данные о вероятных запасах нефти в 105 странах мира приводят журнал Oil and Gas Journal (OGJ), Международное энергетическое агентство, Minerals yearbook, Всероссийское геологическое общество.

Чрезвычайно важно, что общие мировые достоверные геологические запасы нефти, даже при наличии существенных отклонений в оценках по отдельным странам, в целом за последние три десятка лет имеют устойчивую тенденцию к повышению.

Так, по последним данным OGJ доказанные мировые запасы нефти составляют около 140 млрд. т. Наибольшая часть мировых запасов — около 64% — приходится на Ближний и Средний Восток.

Второе место занимает Америка, на долю которой приходится около 15%

Источник: https://mirznanii.com/a/156664/mirovye-zapasy-nefti-i-problemy-neftedobyvayushchikh-regionov

Ссылка на основную публикацию